Сестринский процесс в медицинской реабилитации. Задачи медицинской реабилитации Участие медсестры в организации реабилитационных мероприятий

Реабилитация - это направление современной медицины, которая в своих разнообразных методах опирается, прежде всего, на личность пациента, активно пытаясь восстановить нарушенные болезнью функции человека, а также его социальные связи.

Реабилитационные мероприятия (РМ) при бронхите можно начинать проводить при стихании острого процесса при острых бронхитах и после фазы обострения при хроническом бронхите. РМ направлены, прежде всего на повышение общей и местной резистентности бронхиального дерева, сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям в верхних дыхательных путях. Помимо этого, РМ способствуют усилению крово- и лимфообращения, уменьшению воспалительных изменений в бронхах, восстановлению дренажной функции бронхов и механизма правильного дыхания.

Регулярно проводимые реабилитационные мероприятия, могут обеспечивать медицинскую и в значительной мере профессиональную реабилитацию у больных хроническим бронхитом. Более точная оценка возможностей реабилитации требует больших сроков наблюдения. Что же касается социальной реабилитации больных хроническим бронхитом, то при неуклонно нарастающей дыхательной недостаточности она, по- видимому, бесперспективна, что лишний раз подчеркивает необходимость ранней реабилитационной терапии этих больных, рассчитанной на сохранение их профессиональной работоспособности.

Цель реабилитации - эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество; восстановление личностных свойств человека. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает очень близкое к этому определение реабилитации: «Реабилитация представляет собой совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм и врожденных дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут». Термин реабилитация происходит от латинского слова habilis - «способность», rehabilis - «восстановление способности».

По мнению ВОЗ, реабилитация является процессом, направленным на всестороннюю помощь больным и инвалидам для достижения ими максимально возможной при данном заболевании физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности.

Таким образом, реабилитацию следует рассматривать как сложную, социально - медицинскую проблему, которую можно подразделить на несколько видов, или аспектов: медицинскую, психологическую, профессиональную (трудовую) и социально - экономическую.

В медицинской реабилитации играет важную роль - медицинская сестра, осуществляя процесс реабилитации, выполняет самые разнообразные обязанности, оказываясь в различных ситуациях и часто изменяющихся отношениях с пациентом и его семьей. Специфика роли медицинской сестры в реабилитации пациентов заключается в том, что она должна реализовать не только лечение, но и принять участие в реализации всего процесса реабилитации. Должны учитываться эмоционально- психологические особенности личности, а душевный контакт пациента с медицинской сестрой признается необходимым элементом реабилитационного процесса.

Весь комплекс подобных взаимоотношений удобно описывать через теорию ролей.

Модель сестринского процесса, включает в себя :

· информацию о состоянии здоровья пациента

· заключение о проблемах пациента \сестринский диагноз\

· ожидаемые результаты сестринской помощи - планируемые цели ухода

· сестринское вмешательство,его план и последовательность действий

· оценку проведенных мероприятий, их эффективность .

Для выполнения своих профессиональных функций и достижения поставленных целей медсестрадолжна:

1. знать и уметь определять реакции пациента на болезнь и проблемы, связанные с болезнью,

2. знать и уметь осуществлять виды сестринских вмешательств, направленные на решение поставленных задач,

3. уметь установить психологический контакт с пациентом с учетом его личностных особенностей для обеспечения его максимальной активности выработке целей и осуществления реабилитационных мероприятий,

4. знать основные формы и методы реабилитационной помощи и представлять место сестринской помощи в общем комплексе проводимых реабилитационных мероприятий,

5. знать и уметь осуществлять сестринский процесс, направленный на решение психологических проблем пациента.

Программа медицинской реабилитации пациента включает в себя:

· -физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия и др.)

· -механические методы реабилитации (мехпнотерапия, кинезотерапия.)

· -массаж,

· -традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия и другие),

· -трудотерапия,

· -психотерапия,

· -логопедическая помощь,

· -лечебная физкультура,

· -реконструктивная хирургия,

· -протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь),

· -санаторно-курортное лечение,

· -технические следства медицинской реабилитации (калоприемник, мочеприемник, тренажеры, устройства для введения пищи через стому, парэнтерально, другие технические средства),

· -информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации

· -другие мероприятия, услуги, технические средства.

Программа медицинской реабилитации содержит следующие разделы:

· результат (прогнозируемый, полученный),

· отметка о невыполнении мероприятий в намеченный срок и причине невыполнения.

Программы по профессиональной и социальной реабилитации включают в себя вопросы по информированию пациента о программах, создание условий наиболее благоприятных для достижения поставленных целей, обучение пациента самообслуживанию, использованию специальных реабилитационных приспособлений.


Главной задачей медицинской реабилитации является пол­ноценное восстановление функциональных возможностей раз­личных систем организма и опорно-двигательного аппарата (ОДА), а также развитие компенсаторных приспособлений к условиям повседневной жизни и труду.

К частным задачам реабилитации относятся:

Восстановление бытовых возможностей больного, т. е.
способности к передвижению, самообслуживанию и вы­
полнению несложной домашней работы;

Восстановление трудоспособности, т.е. утраченных ин­
валидом профессиональных навыков путем использова­
ния и развития функциональных возможностей двига­
тельного аппарата;

Предупреждение развития патологических процессов,
приводящих к временной или стойкой утрате трудоспо­
собности, т.е. осуществление мер вторичной профилак­
тики.

Цель реабилитации - наиболее полное восстановление ут­раченных возможностей организма, но если это недостижимо, ставится задача частичного восстановления либо компенсация нарушенной или утраченной функции и в любом случае - за­медление прогрессирования заболевания. Для их достижения используется комплекс лечебно-восстановительных средств, среди которых наибольшим реабилитирующим эффектом об­ладают: физические упражнения, природные факторы (как ес­тественные, так и преформированные), различные виды мас сажа, занятия на тренажерах, а также ортопедические приспо­собления, трудотерапия, психотерапия и аутотренинг. Даже из этого перечня видно, что ведущая роль в реабилитации при­надлежит методам физического воздействия и чем дальше от этапа к этапу она продвигается, тем большее значение они имеют, со временем составив ветвь, или вид, под названием «физическая реабилитация».

Этапность процесса реабилитации. В медицинской реаби­литации выделяют три или четыре этапа.

При трехэтапной реабилитации:

Специализированный стационар;

Специализированный реабилитационный центр или са­
наторий;

При четырехэтапной реабилитации, применяемой в трав­матологии:

Специализированная бригада скорой помощи;

Специализированный травматологический стационар;

Стационарный центр реабилитации;

Отделение реабилитации поликлиники.

Во втором случае восстановительные мероприятия начина­ют проводиться специализированными бригадами скорой по­мощи: профилактика и лечение шока, остановка кровотечения, обеспечение проходимости верхних дыхательных путей и т.д. Большое значение имеют обезболивание, полноценная транс­портная иммобилизация и др. В травматологическом стацио­наре особое внимание уделяется диагностике, качеству опера­тивных и консервативных мероприятий, которые завершаются полноценной и рациональной иммобилизацией поврежденных сегментов. С первых дней вводится комплекс лечебной гимна­стики, массажа, физиотерапевтические процедуры.

В отделение реабилитации поликлиники для полноценного заключительного восстановительного лечения переводятся боль­ные, получившие в стационарном центре основной курс РМ, с достаточно восстановленными функциями самообслуживания и передвижения.

В отличие от описанной схемы трех- или четырехэтапной реабилитации в системе восстановительного лечения больных с заболеваниями и травмами головного и спинного мозга пре­дусматриваются повторные госпитализации в стационарном центре реабилитации, повторные курсы восстановления в от­делении реабилитации поликлиник или чередование курсов реабилитации в стационаре и дома (этапно-курсовой метод реа­билитации). На каждом этапе ставятся свои задачи и соответственно им подбираются средства и методы. От правильной постановки задач зависит эффективность реабилитационного процесса. Помимо этого, от того, какие задачи ставятся перед каждой из фаз реабилитации, зависят продолжительность фазы и ее организационная структура.

Процесс реабилитации может быть подразделен еще и сле­дующим образом: 1-й этап - восстановительная терапия, 2-й этап - реадаптация, 3-й этап - реабилитация (в прямом смыс­ле). Задачи 1-го этапа - психологическая и функциональная подготовка больного к активному лечению и проведению РМ, предупреждение развития дефекта функций, инвалидизации; 2-го этапа - приспособление больного к условиям внешней сре­ды - характеризуется наращиванием объема всех РМ; 3-го эта­па - бытовое приспособление, исключающее зависимость от окружающих, восстановление социального и доболезненного трудового статуса.

Общие правила проведения реабилитационных мероприятий:

1. Ранее начало - ведет к более быстрому восстановлению трудоспособности, снижению выхода на инвалидность, улучшает прогноз, снижает затраты на длительное лечение.

2. непрерывность (этапность)

3. комплексность (все виды реабилитации)

4. индивидуальный подход к каждому пациенту

Учреждения, занимающиеся реабилитацией:

1.Все ЛПУ (ФАП, поликлиники и т.д.)

2.Специальные специализированные реабилитационные учреждения (реабилитационные кабинеты ЛПУ, реабилитационные отделения, реабилитационные центры)

3. Профилактории при МСЧ

4. Социальные службы.

Роли медсестры в реабилитации пациента. Осуществляя процесс реабилитации медицинская сестра самые разнообразные обязанности, оказываясь в различных ситуациях и часто изменяющихся отношениях с пациентом и его семьей. Весь комплекс подобных взаимоотношений удобно описывать через теорию ролей. С этой точки зрения для медсестры оказываются наиболее значимыми такие роли:

а) Сестра как лиц о, осуществляющее уход.

Сестра представляет непосредственный сестринский уход по мере необходимости до тех пор полка пациент пли его семья не приобретут необходимые навыки по уходу. Эта деятельность направлена на:

Восстановление функций

Поддержание функций

Профилактику осложнений

б) Сестра как учител ь.

Медицинская сестра обеспечивает пациента и его семью информацией и помогает в выработке навыков, необходимых для возвращения к нормальному состоянию здоровья и достижении независимости. Медицинская сестра может предоставлять пациенту обучающую информацию и материалы о его болезни или инвалидности, а так же предоставляет информацию о новых методах выполнения задач в повседневной жизни.

в) Сестра как «адвокат»

Медицинская сестра сообщает о потребностях и желаниях пациента другим специалистам, выступая от его имени.

г) Сестра как «советник»

Сестра действует как постоянный и объективный помощник пациента, вдохновляя его использовать функциональные возможности, помогает пациенту распознать и увидеть личные сильные стороны, организует образ жизни пациента, благоприятный для удовлетворения его потребностей.

Для выполнения своих профессиональных функций и достижения поставленных целей медсестра должна:

1. Знать и уметь определять реакции пациента на болезнь и проблемы, связанные с болезнью.

2. Знать и уметь осуществлять виды сестринских вмешательств, направленные на решение поставленных задач.

3. Уметь установить психологический контакт с пациентом с учетом его личностных особенностей для обеспечения его максимальной активности выработки целей и осуществление реабилитационных мероприятий.

4. Знать основные формы и методы реабилитационной помощи и представлять место сестринской помощи в общем комплексе проводимых реабилитационных мероприятий.

5. Знать и уметь осуществлять сестринский процесс направленный на решение психологических проблем пациента.

Экспертами ВОЗ была подготовлена трехмерная концепция оцен­ки последствий болезни (World Health Organization, Nomenclature of Impairments, Disabilities and Disadvantages, 1989), суть которой заключается в нижеследующем.

Отклонение от нормы в организме человека может иметь место при рождении или быть приобретенным в результате травмы или болезни. Длительно текущая болезнь приводит к изменениям функционирования органов и систем. С точки зрения функциональной деятельности и активности индивида, ограничение жизнедеятельности представляет собой расстройство на уровне личности. Знание о болезни или изме­нившееся поведение индивида, или ограничение его деятельнос­ти могут поставить конкретного человека в невыгодное положе­ние по отношению к окружающим, таким образом болезнь при­обретает социальный характер. Это проявление отражает соци­альную недостаточность, вытекающую из нарушения и ограничения жизненных функций.

Социальный уровень развития болезни отражает реакцию об­щества на состояние индивида и проявляется во взаимоотноше­ниях индивида с обществом. Все вышесказанное может быть графически представлено схемой (рис. 1).

Реабилитация - это направление современной медицины, которая в своих разнообразных методах опирается прежде всего на личность пациента, активно пытаясь восстановить нарушенные болезнью функции человека, а также его социальные связи.

Толчком для развития реабилитации как науки послужили Первая мировая и Вторая мировая войны. В связи с достижениями медицины, санитарии, гигиены значительно снизились заболеваемость и смертность от острых инфекционных заболеваний. В то же время ускорение на-учно-технического прогресса, быстрая индустриализация и урбанизация, загрязнение окружающей среды, увеличение стрессовых ситуаций привели к росту тяжелых неинфекционных заболеваний. Принципы медицинской и физической реабилитации.

Программа медицинской реабилитации пациента включает в себя:

* физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия и др.), лечебная физкультура,

* механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия),

* традиционные методы лечения (акупунктура, фито-терапия, мануальная терапия и др.),

* логопедическая помощь,

* реконструктивная хирургия,

* протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь),

* санаторно-курортное ленение,

* информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации,

* другие мероприятия, услуги, технические средства.

Этапы сестринского процесса.

Программы по профессиональной и социальной реабилитации включают в себя вопросы по информированию пациента о программах, созданию условий, наиболее благоприятных для достижения поставленных целей, обучение пациента самообслуживанию, использованию специальных реабилитационных приспособлений.

Сестринский процесс - систематическое определение ситуации, в которой находится пациент и медицинская сестра, и возникающих проблем в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон. Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма пациента.

Достижение цели сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:

* создание базы информационных данных о пациенте;

* определение потребности пациента в сестринском уходе;

* обозначение приоритетов сестринского обслуживания;

* оказание сестринской помощи;

* оценка эффективности процесса ухода.

Первый этап сестринского процесса - сестринское обследование. Он включает оценку состояния пациента, сбор и анализ субъективных и объективных данных о состоянии здоровья перед осуществлением сестринских вмешательств.

На этом этапе медицинская сестра должна: получить представление о состоянии пациента до начала выполнения каких-либо вмешательств; определить возможности самоухода пациента;

установить эффективное общение с пациентом;обсудить с пациентом потребности в уходе и ожидаемые результаты;аполнить сестринскую документацию.

Субъективные данные о здоровье пациента медицинская сестра получает в ходе беседы. Эти данные зависят от состояния пациента, и его реакции на окружающую обстановку. Объективные данные не зависят от факторов окружающей среды. Качество проведенного обследования и получения информации определяет успех последующих этапов сестринского процесса.

Второй этап сестринского процесса - определение сестринских проблем.

Сестринский диагноз - это описание состояния пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны медсестры.

Сестринский диагноз нацелен на выявление реакций организма пациента в связи с болезнью, может часто меняться в зависимости от реакции организма на болезнь, связан с представлениями пациента о состоянии его здоровья. Основными методами сестринской диагностики являются наблюдение и беседа. Особое внимание в сестринской диагностике уделяется установлению психологического контакта. После формулирования всех сестринских диагнозов медсестра устанавливает их приоритетность, опираясь на мнение пациента о первоочередности оказания ему помощи.

Третий этап сестринского процесса - постановка целей, составление плана сестринских вмешательств.

Пациент активно участвует в процессе планирования, медсестра мотивирует цели, определяет вместе с пациентом пути достижения этих целей. При этом все цели должны быть реальными и достижимыми, иметь конкретные сроки достижения. При планировании целей необходимо учитывать приоритетность каждого сестринского диагноза, который может быть первичным, промежуточным или вторичным.

По времени выполнения все цели делятся на:

краткосрочные (их выполнение осуществляется в течение одной недели, например, снижение температуры тела, нормализация работы кишечника);

долгосрочные (на достижение этих целей требуется более длительное время, чем неделя).

Цели могут соответствовать ожиданию от полученного лечения, например, отсутствие одышки при нагрузке, стабилизация артериального давления.

По объему сестринской помощи выделяют такие типы сестринских вмешательств, как:

зависимое - действия медсестры, выполняемые по назначению врача (письменное указание или инструкция врача) или под его наблюдением; независимое - действия медсестры, которые она может выполнять без назначения врача, в меру своей компетенции, т. е. измерение температуры тела, наблюдение за реакцией на лечение, манипуляции по уходу за пациентом, советы, обучение;

взаимозависимые - действия медсестры, выполняемые в сотрудничестве с другими работниками здравоохранения, врачом ЛФК, физиотерапевтом, психологом, родственниками пациента.

Четвертый этап сестринского процесса - реализация плана сестринского ухода.

Основными требованиями к этому этапу являются систематичность; осуществление координации намеченных действий; вовлечение пациента и его семьи в процесс оказания помощи; оказание доврачебной помощи по стандартам сестринской практики с учетом индивидуальных особенностей пациента; ведение документации, регистрация оказанного ухода.

Пятый этап сестринского процесса - оценка эффективности запланированного ухода.

Медицинская сестра собирает, анализирует информацию, делает выводы о реакции пациента на уход, о возможности осуществления плана ухода, о появлении новых проблем. Если цели достигнуты, медсестра отмечает это в плане о достижении цели по данной проблеме. Если цель сестринского процесса по данной проблеме не достигнута и у пациента сохраняется потребность в уходе, необходимо провести переоценку, выявить причину, помешавшую в достижении цели.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Роль медицинской сестры в реабилитации и санаторно-курортном лечении пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями

Введение

1. Медицинская реабилитация и восстановительное лечение в России

2. Основные принципы санаторно-курортного лечения

3. Роль медицинской сестры в реабилитации и санаторно-курортном лечении пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями

4. Особенности наблюдения за пациентами с сердечнососудистыми заболеваниями в условиях санаторно-курортного учреждения

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Цель работы

Целью работы является обоснование актуальности проблемы профилактики сердечнососудистых заболеваний в условиях санаторно-курортного учреждения.

1.Анализ специальной медицинской литературы по санаторно-курортному лечению.

2.Изучение историй болезни пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями.

Анкетирование больных для ориентировочной оценки состояния здоровья в первую и последнюю недели пребывания в санатории.

Проведение профилактических мероприятий по оказанию сестринской помощи и психологической поддержке данной группе пациентов.

Определение роли медицинской сестры в реабилитации и санаторно-курортном лечении пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями в ФБУ "Санаторий "Тройка" ФСИН России.

Обработка и анализ полученных данных. Выводы.

медицинский реабилитация лечение сердечнососудистый

ВВЕДЕНИЕ

В России вымирает трудоспособное население - по 1 миллиону человек в год . Общая численность населения за последние 12 лет сократилась на 5 миллионов человек, а численность занятого - более чем на 12 миллионов человек. Статистические данные позволяют с уверенностью утверждать, что на сегодняшний день от сердечнососудистых заболеваний страдает 22 миллиона россиян, в мире же только в 2005 году по этой причине умерли 17,5 миллионов человек. Самое печальное, что пациенты с заболеваниями сердечнососудистой системой "молодеют" и летальность в России от этих заболеваний, несмотря на некоторое улучшение демографических показателей, продолжает расти. В 2006 году в общей структуре смертности она составила 56,9%.

Директор ГНИЦ профилактической медицины Росмедтехнологий академик РАМН Р.Г. Оганов назвал ведущими факторами, приводящими к сердечнососудистым заболеваниям (помимо общераспространённых, таких как гипертония и избыточный вес) - курение и депрессия. Для страны, где 70% мужского населения курит, влияние никотина становится лидирующим в списке причин. Психоэмоциональные факторы - на втором месте: исследования показывают, что с той или иной формой депрессивного расстройства в настоящее время живут 46 % россиян. В то же время установлено, что если больной бросает курить, то вероятность смерти от сердечнососудистых заболеваний снижается более чем на треть.

Несомненную пользу приносит сведение употребления алкоголя к безопасным нормам. По данным ВОЗ, на "совести" алкоголя 15% бремени болезней россиян.(По Европе - 9,2%). В России регулярно употребляют горячительные напитки 71% мужчин и 47% женщин зрелого возраста. Среди пятнадцатилетних 17% девочек и 28% мальчиков принимают спиртное еженедельно. Общий зарегестрированный уровень его потребления составляет 8,9 литра в год на душу населения - без учёта пива и спиртных напитков домашнего приготовления.

Вклад наркотиков в заболеваемость населения скромнее - 2%. Ожирение обеспечивает 8% общего бремени болезней. От него страдают 10% мужчин и 24% женщин.

Все вышеперечисленные факторы в значительной мере лишают здоровья россиян. Европейское бюро ВОЗ относит на их счёт 75-85% всех вновь зарегестрированных случаев ишемической болезни сердца. А в странах, где лет двадцать пять назад начали пропагандировать здоровый образ жизни, сегодня картина иная. К 9 ведущим факторам риска возникновения сердечнососудистых заболеваний относятся (Таблица 1):

Таблица 1. Ведущие факторы риска сердечнососудистой патологии.

РангМужчиныЖенщины1АлкогольПовышенное АД2ТабакВысокий уровень холестерина3Повышенное АДЛишний вес4Высокий холестеринНедостаток овощей и фруктов5Лишний весАлкоголь6Недостаток овощей и фруктовНизкая физическая активность7Низкая физическая активностьТабак8НаркотикиНебезопасный секс9Производственный травматизмНаркотики

Директор Центра восстановительной медицины и курортологии Росздрава академик РАМН А.С. Разумов говорит: "Мы все боремся с болезнями, у нас фактически нет специалистов по здоровью, а среди населения культура здоровья отсутствует". До 200 тысяч человек в год умирает от внезапной смерти, подавляющее большинство из них имеют диагноз "ишемическая болезнь сердца". ВОЗ предупредила: за 2005-2015 годы потеря ВВП России от преждевременных смертей по причине инфарктов, инсультов и сахарного диабета может составить 8,2 триллиона рублей. Это в 1,5 раза больше, чем расходная часть федерального бюджета на 2007 год. В числе причин такой смертности неадекватная медико-социальная помощь больным данной группы и низкая доступность инновационных технологий лечения, поскольку лечить данные заболевания лекарственными препаратами сегодня уже неактуально.

В национальном проекте "Здоровье" одним из важнейших способов снижения заболеваемости и смертности населения названа профилактика, которая должна охватывать всё больший процент населения. Профилактические меры декларируются как первостепенные по значимости при борьбе с массовыми заболеваниями. Вспомним, что сегодня более половины случаев смертности дают именно сердечнососудистые заболевания, а несчастные случаи и травмы занимают второе место, потеснив злокачественные опухоли. Даже аллергические заболевания (прежде всего бронхиальная астма) становятся смертельными болезнями, не говоря уже об обструктивных бронхолёгочных заболеваниях и желудочно-кишечных расстройствах.

Здоровый образ жизни - ключевое понятие профилактики. Сегодня о нём говорят все. Но, как и в случае с осуществлением всего комплекса профилактических мер, здоровый образ жизни пока не стал нормой. А "формула здоровья" такова (Диаграмма 1):

lдо 55-60% - здоровый образ жизни

lдо 20% - окружающая среда

l10-15% - наследственная предрасположенность

l10% -это влияние здравоохранения (лечебно-профилактическая помощь, реабилитация, грамотный менеджмент и пр.).

Диаграмма 1.

Как известно, лишь соблюдение здорового образа жизни существенно сократило заболеваемость и смертность от ряда заболеваний в США, Франции, Японии, Германии за последние 15-20 лет. По программе ВОЗ удалось на 30-40% сократить заболеваемость и на 15-20% смертность от сердечнососудистых и других неэпидемических заболеваний, что сберегло не только сотни тысяч жизней, но и миллиарды рублей.

Национальный проект "Здоровье" основывается на трёх составляющих:

  1. деятельность врачей первичного звена
  2. развитие профилактики
  3. применение новейших технологий.

Всем им следует уделить первостепенное внимание в разработке и реализации стратегии здравоохранения.

У нас пока не выработана даже общая государственная стратегия реализации социально-профилактического направления. Основы законодательства по охране здоровья, в которых один из разделов посвящён необходимости профилактики без каких либо уточнений и разъяснений относительно форм и методов её осуществления, не компенсируют отсутствия всеобщих обязательных действий органов государственной власти и медицинских служб по реализации социально-профилактического направления. Как же тогда быть с групповым и общественным здоровьем, как и кому грамотно и профессионально его изучать и оценивать?

Ответ на вопрос прост - представителям науки, ныне называемой общественным здоровьем и здравоохранением.

В заключение я приведу таблицу, иллюстрирующую влияние факторов здорового образа жизни и значение двух типов поведения людей и формирования элементов здоровья.

Таблица 2. Формирование здорового образа жизни.

Фаза 1. Преодоление факторов риска для здоровьяФаза 2. Формирование факторов здорового образа жизни- низкой социальной и медицинской активности, общей и гигиенической культуры- высокой социальной и медицинской активности, высокого уровня общей гигиенической культуры, социального оптимизма- низкой трудовой активности, неудовлетворённости трудом- удовлетворённости трудом- психоэмоционального стресса, пассивности, апатии, психологического дискомфорта, депрессии- физического и душевного комфорта, гармоничного развития физических и психических, интеллектуальных способностей- загрязнения окружающей среды- оздоровления окружающей среды, экологически грамотного поведения- низкой физической активности, гиподинамии- высокой физической активности- нерационального, несбалансированного питания, недостаточного питания- рационального, сбалансированного питания- злоупотребление алкоголем, курения, потребления наркотиков, токсических веществ- исключение вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики и прочее)- напряжённости семейных отношений, неблагоустроенности быта и т.д.- гармоничных семейных отношений, обустроенности быта и т.д.

1. МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ В РОССИИ

Система организации восстановительной медицины включает современные технологии на всех стадиях восстановительного процесса: физкультуру, раннее выявление состояний предболезни и заболеваний, их полноценную профилактику и реабилитац

Статьи по теме