Совсем не аддон: рецензия на Total War: Attila. Обзор Total War: Attila – противостояние десяти народов в период раннего средневековья

Продолжая обзор игр сегодня мы бы хотели представить Вашему вниманию Total War: Attila. Данную игру, скорее всего, можно назвать большим дополнением к легендарной Rome 2. Все тот же движок, та же глобальная карта, захват Европы, но есть одно но, теперь игрокам предстоит перенестись к временам поздней античности. Если Вы играли в Rome 2, то сразу сможете заметить те же государства, с перерисованными эмблемами и воинами. Итак, давайте познакомимся с игрой чуть ближе.

Видео обзор

Основное внимание в игре уделяется Великой эпохе переселения народов и вряд ли кто-то не согласится с тем, что это нет ничего странного в упоре именно на племенах кочевников.

Геймплей игры

Раз уж основное внимание в игре уделено именно кочевникам, поговорим именно о них. Весь интерес кочевников в том, что игру они начинают без всяких городов и провинций. В их управлении лишь небольшая, но отлично подготовленная армия.

И ничего страшного в том, что у них нет своего постоянного места жительства нет, ибо для варваров это не приносит никаких проблем, ведь они на то и варвары, что постоянно осваивают что-то новое. Для них не составляет особого труда обосноваться будь то на побережье или в глухом лесу.

Также отдельное внимание следует уделить тому, что в Total War: Attila города можно полностью уничтожать, что уже является весомым аргументом. Кроме всего этого, игрокам открывается доступ, можно сказать, к новой тактике "выжженной земли". Если Вы, по какой-то причине не можете удержать важный для своего города регион, то просто опустошите ее и противнику достанутся одни лишь "угли".

Возвращаясь к кочевникам, их основная цель - это разбой и грабеж. Играя за орду, Вы полностью будете ощущать себя главным злодеем в этой увлекательной игре и что самое главное, именно таких врагов боятся практически все, перед Вами будут трепетать и склонять колени многие. Но это не говорит о том, что играя за кочевников всегда нужно будет бегать с одного места на другое, всегда можно оставить в целости и сохранности любой захваченный город и тем самым поменять жизнь в юртах на роскошные апартаменты.

Отдельное внимание следует уделить тому, что место для своего нового или будущего государства следует выбирать тщательнее, ибо в Attila климат достаточно суров и изменчив, в связи с чем центральные и северные провинции будут приносить не так много пищи. Отсюда и появилась цель кочевников - прорваться в теплые края.

Что касается других империй, в частности Восточной и Западной Римской империи, вряд ли можно сказать, что они радуются тому, что на их земли нападают кочевники и римским войскам есть где показать свою силу. Если Вы хотите хардкор и не ищете легких путей, то кампании за римлян созданы именно для Вас. Конечно, по началу римляне очень могущественны. Их территория наполнена богатыми землями, под их управлением огромные армии, однако через несколько ходов все это начинает угасать прямо на глазах.

Нововведения

Наверняка многие геймеры порадуются, узнав что в Total War: Attila вернули семейное древо. Для чего же оно нужно? Ответ прост, чтобы избежать войны внутри своей большой семьи, где каждый хочет стать главным. Нужно избавиться от проблемного родственника? Пожалуйста, закажите его наемным убийцам или отправьте его в поход, который обречен на поражение. Другими словами все в Ваших руках, главное успевайте все это контролировать, пока не начался бунт.

Если говорить о самих сражениях, если сравнивать их со сражениями Rome 2, есть несколько изменений. Конечно их не так много, однако именно благодаря им битвы стали весьма зрелищными и что самое главное все стало реалистичным. Строй держится дольше, а если пришлось отступить, то перегруппировка теперь происходит быстрее. Что самое главное теперь нет ощущения, что поле брани превратился в некий марафон, где солдаты носятся со стороны в сторону, ведь исход битвы полностью зависит от усталости Вашей армии.

Режим осады

Итак, давайте немного поговорим о осадах. Теперь осажденный город можно полностью сжечь. Для этого достаточно использовать огненные стрелы, либо катапульты. Пока огонь будет распространяться между домами, уничтожая все живое, боевой дух обороняющихся постепенно будет снижаться и это Вам на руку. Осадный режим наверно один из самых впечатляющих решений в игре Total War: Attila, особенно когда битва идет за Рим или даже за Константинополь.

Звуковое сопровождение

Что касается звукового сопровождения в игре Total War: Attila, то вряд ли можно сказать, что упор был сделан именно на данное решение, однако не смотря на все это звук в данной игре отменный. Озвучка весьма интересна и обязательно должна понравится многим геймерам.

Итоги по Total War: Attila

Итак, давайте подведем итоги. Погрузившись в Total War: Attila и все эти политические и военные механизмы, игра получилась более чем достойно. Attila действительно стала совершенно новым стилем игры, ибо играя за кочевников целиком погружаешься в этот "сумасшедший" мир, где все зависит не только от сильного кулака. Здесь Вам придется полностью подключить свой мозг, ибо исход сражения всегда можно повернуть в свою сторону, было бы желание и сноровка. Нужно отметить тот факт, что Total War: Attila это улучшенная версия и доведенная до совершенства Rome 2, где появилось множество новых идей, которые дают возможность говорить о том, что Total War: Attila это самостоятельная игра.

Комментарии:

Компания Samsung представила в Индии бюджетный смартфон Galaxy A10, который стал самой доступной моделью...

Сегодня в центре внимания 32-дюймовый телевизор с поддержкой технологии HDR. Помимо этого, KIVI 32FR50BR ...

Компания Xiaomi официально представила ожидаемый многими смартфон Redmi Note 7 Pro, который позиционирует...

Вот они скачут, Всадники Апокалипсиса. Четверо? Бросьте. Их сотни тысяч, и они плодятся быстрее, чем ваши рабы успевают прибрать после хозяйской оргии. Пока вы допиваете первый утренний кубок вина, еще десяток Всадников Апокалипсиса прыгают в седло и предвкушают, как ворвутся на вашу виллу, перережут слуг, четвертуют вас живьем и спалят весь дом во славу Неба. Потому что крыша, которую нельзя свернуть и положить в телегу, — это крыша гробницы, а гробницу населяют исключительно покойники.

Примерно такие зловещие предсказания, вероятно, выслушивала нежащаяся в роскоши имперская римская знать на исходе IV века нашей смутной эры. Именно в то время и начинается .

Воздух наполнился дымом и кровью

Total War: Attila не стал «именной» частью серии, как , где кампании базировались от и до на приключениях хитрого корсиканца. Attila вдохновлен другой страницей истории серии Total War — дополнением Barbarian Invasion , и даже посвящен той же эпохе, предвещавшей один из самых черных кошмаров цивилизованного мира. Только тут эту эпоху показали во всем ее тленном великолепии. И со всей скромностью изобразительных средств.

Маленькая кучка слева — это лагерь гуннов. Кроме производственных функций полезен тем, что отряды в нем не страдают от капризов погоды. Даже от морозов!

Но самое заметное отличие от Rome 2 — художественное. Оно бросается в глаза прямо с заставки в главном меню: на фоне красного зарева от далекого пламени скачут бесконечные орды, играет воинственная монгольская музыка. Демонизация во плоти, хотя гунны, виновники Великого переселения народов, вовсе не из оккультных соображений погрузили Европу во мрак «темных веков». Только кому какая разница, когда мир рушится?

Каждую из играбельных фракций снабдили заунывной вводной, где игроку напоминают: товарищ, близится час расплаты за привольные деньки. Или наоборот — сожжем Вечный город, вытопчем посевы! На карте кампании цвета поблекли, преобладают красный и черный, повсюду пылает огонь как символ безрассудной сокрушительной силы. Огонь красочно пожирает земли, которые вы предпочли разорить окончательно. Границы зоны агрессии вокруг армии обозначены пляшущими языками пламени.

В бою же пожарам — раздолье. Лучники с огненными стрелами сжигают не только врагов, попавших под обстрел, не только дома и сараи — даже деревья в лесу, где прячутся застрельщики, вспыхнут от пролетающих сквозь листву стрел.

Глаз не нарадуется! В динамике пожар впечатляет еще сильнее. И весьма полезен, кстати, если вы не хотите оставлять в тылу потенциальных врагов.

При этом желаемый настрой обеспечивается все-таки не с тем успехом, на который надеялись разработчики. Отчасти — из-за осторожности художников, не решившихся пойти против реальности и, например, добавить небесам багровых тонов. Отчасти — потому что игра сложнее обычного, но только благодаря вовсе не тем свойствам Total War: Attila , что рекламировались в первую очередь.

Имя мне — Орда

На первых ролях в действе новой Total War — конечно же, загнивающая Западная Римская империя и ее враги, племя гуннов, пришедшее из Монголии. Византия успеет законсервироваться и падет лишь в XV веке, всякие франки, саксы, готы — лишь подтанцовка для народа Аттилы, а восточная империя Сасанидов проворонила все веселье и ушла на съедение будущему Арабскому халифату.

А потому Рим и гунны играются совсем не так, как раньше.

В 395 году Вечный город владел почти всей Европой, исключая Скандинавию, Северную Германию и территорию будущей Шотландии и Ирландии. Но величие Рима хрупко: немытые дикари со всех сторон пробуют границы на зуб, а кое-кто подгрызает империю изнутри. Армия Рима невелика, доходы ничтожны, а популярность Сената и самого кесаря в регионах падает. Элита расколота, контроль уплывает из рук... короче, игра за Рим превратится в мучительную борьбу с правилами истории. Только успевай отбиваться от варваров, отступать в глубь владений и судорожно пересчитывать динарии, с содроганием предвидя расходы на провиант.



Условные обозначения теперь еще нагляднее, но отделить в толчее пехоту от копейщиков бывает непросто.

Фракция гуннов сложна не столько в управлении, сколько в понимании. Степные кочевники — это действительно кочевники, городов они не имеют, а захватить не могут. Потому что орда! На самом деле этот трюк уже применяли в Barbarian Invasion , а в Attila просто слегка видоизменили.

Каждая армия гуннов (как и других кочевников) служит передвижным городом, где собираются юрты различного назначения и тренируются гуннские полчища. Чтобы «стояночные» функции заработали, орду придется ставить лагерем. Для этого следует придерживать четверть очков движения армии: то есть продвинуться на три четверти маршрута — и разбивать палатки.

При этом всплывает масса мелочей, которые могли не попасть в поле зрения. Так, несколько орд нельзя одновременно держать в одной области: они ссорятся и получают мощные штрафы к и без того скудным доходам, да и жрут сверх всякой меры. Лучше держать орды поодаль и сводить их в конный кулак лишь для массовых битв.

Что касается доходов, то стандартная прибыль от строений всегда выше, если орда стоит лагерем. Многие доходы ей недоступны: от торговли, к примеру. Рекомендуемый игрой метод заработка — наезды на всякую мелочь с требованием дани — работает скверно: дань смешная, еле хватает на проезд, а данники норовят заключить союз с вашими врагами и начать войну сызнова. На повторное их урезонивание уходят ценные ходы, ресурсы и люди.

Ближний бой всегда превращается в свалку. Особенно это опасно для конницы, которую разберут на субпродукты в два счета, стоит лишь ей остановиться.

Военная доктрина гуннов же — сплошной конный фетишизм. Конные лучники, конные мечники: к чему тормозная пехота, когда есть маневренная кавалерия? Оттого битвы от лица гуннов требовательны к мелкой моторике. Побежать, дать пару залпов, убежать; налететь, звеня клинками, и ускакать, роняя навоз. Даже маленькие селения становятся для малых гуннских сил кладбищем, потому что развернуться негде, а у врага есть множество возможностей устроить свалку и сковать действия конницы. Про осады скорбно умолчим: в воротах нашла свою глупую смерть не одна рота кавалерии.

Игра за гуннов, пожалуй, такая же напряженная, как и за Римскую империю, но гораздо мобильнее, гибче и многовариантнее. Хочешь — мчись на Кавказ, бодаться с Сасанидами, хочешь — грызи византийских купцов, хочешь — хулигань в галльских лесах. Везде гуннам будет одинаково тяжело, а нам — одинаково интересно.

Кто старое помянет

Кое-что в Total War: Attila вернули по настоятельному совету публики (поклонники попросту сбили оценку на «Метакритике»). Например, генеалогическое древо. Теперь возни со внутренней политикой стало больше, а продвижение нужных людей и травля ненужных сделались рутиной.

Подобные дилеммы встанут перед вами, если вам придется по вкусу путь интриг и карьеризм. Набор действий небогат, но последствия для элиты велики.

В новом виде вернулись болезни и эпидемии: теперь они не сваливаются на вас «по воле богов», а служат прямым и логичным следствием скверной санитарии и высокого загрязнения. Например, хорошие мастерские и населенные городские центры порождают все больше мусора и нечистот, и для их нейтрализации пригодятся колодцы, а также канавы и прочие примитивные средства отвода нечистот. Одной головной болью стало больше.

Профессиональный рост полководцев теперь выражен полноценным деревом навыков (армии получили в распоряжение такую же радость). В числе перков как штатные повышения рвения, авторитета и хитрости, так и процентные прибавки к каким угодно параметрам, будь то содержание конных отрядов или скорость передвижения по карте кампании. Правда, распределены эти бонусы по древу бестолково, и некоторые лишние перки придется брать, чтобы добраться до более полезных вещей.

Генеалогическое древо — скорее возврат старого долга, чем щедрый подарок. Кому внебрачных детей?

А вот насчет обещанных жестоких уличных боев с баррикадами и толкотней на площадях не срослось. То есть формально в игре баррикады есть, их разрешают строить, но не столько, чтобы скорректировать курс вражьих войск. И улиц, пожалуй, многовато, чтобы делать из них хитрый лабиринт.

Playground

Если вам казалось, что вторжение гуннов на территорию современной Восточной и Центральной Европы - это главное в Total War: Attila, то вы ошибались. Основной исторический процесс, показанный в игре, - Великое переселение народов, которое было спровоцировано как критическими изменениями в климате, так и слабостью границ Западной Римской империи. Нашествие тюркских племен лишь подстегнуло немало народов к переселению на Запад и Юг. Кампания Attila демонстрирует нам целый набор глобальных изменений в Европе, которые во многом и сформировали ее современный облик. Харизматичный Аттила и знакомые исторические события скрывают за собой намного более интересные и важные процессы.

Читать обзор полностью

Игры@mail.ru

Как бы там ни было, погрузившись в политические махинации и завоевательные походы, довольно скоро забываешь о каких-либо технических проблемах. Total War: Attila с ее абсолютно новым стилем игры за кочевников и увлекательными придворными интригами - это самый серьезный шаг в сторону от привычной формулы серии, который Creative Assemble делала за последние годы. Это улучшенная, доведенная до ума Rome 2, но с достаточным количеством свежих идей, чтобы считаться не обычным дополнением, а самостоятельной игрой. Attila - последняя разминка британской студии перед анонсом Total War: Warhammer, которая, будем верить, освежит серию еще сильнее.

Читать обзор полностью

ArgoPlay

Attila действительно является самой хардкорной стратегией в серии TW. Правителям государства приходится так же следить за религиями и распространением ереси на своей родине. Но ересь сидит в умах людей, а вот болезни – вполне плотский недуг, поражающий целые армии, лишая их боеспособности. Выгодно озаботиться заражением армии противника, главное – не забыть обезопасить свою. Заражённый отряд быстро распространяет болезнь среди союзников, поэтому, самым рациональным выбором будет полностью уничтожить инфицированную формацию юнитов в ближайшем неравном бою.

Читать обзор полностью

3Dnews

Creative Assembly, как и всегда, прекрасно отработала свою обязательную программу. В основе Attila лежат те же самые механики, что и в Rome 2, но углубленные и дополненные, что делает ее немного увлекательнее предшественницы. Кроме того, определенный шарм проекту придает и мрачная стилистика эпохи. И теперь становится особенно интересно, что разработчики будут делать со следующей игрой серии, действие которой наверняка развернется в фэнтези-вселенной Warhammer. Не скованные больше историческими реалиями нашего мира, решатся ли они на какие-нибудь радикальные перемены? Привычная формула, конечно, хороша, но свежая струя серии точно не помешает.

Читать обзор полностью

Игромания

Будь это классическое дополнение в докризисной традиции - цены б игре не было. Но история не знает сослагательного наклонения... хотя Total War всегда был именно про это. Про «если бы».
Creative Assembly взглянули на римский период по-новому - и с учетом точечных дополнений механики получилось даже лучше, чем в позапрошлогодней Rome 2. Эмоционально богаче. Но масштаб по-прежнему вызывает недоумение: к чему городить целую вторую часть, если хватило бы дополнения? Тогда Total War: Attila собрал бы богатый урожай девяток и даже десяток.

Читать обзор полностью

IGN Russia

Трагедия заключается в том, что у Total War нет нормальных современных аналогов. Если вы хотите посмотреть на жестокие битвы времен становления Рима или его распада, то лучше соответственно Rome 2 и Attila вам сейчас ничего не найти. Впрочем, если вас не смущает графика десятилетней давности, то я бы предложил обратить внимание на Rome: Total War Collection, которая примерно за четверть стоимости Attila предлагает больше, чем Rome 2 и Attila вместе взятые.

Читать обзор полностью

GameMag

Разработчики постарались исправить многочисленные недочеты оригинальной Total War: Rome II, привнеся при этом толику как новых, так и хорошо забытых старых элементов. Однако на момент обзора Attila все еще представляет из себя сырой продукт, требующий дополнительной полировки и скорее напоминает большое дополнение. С другой стороны, если вы ждали тот самый Rome II - новая игра строго рекомендована к приобретению.

Сколько же шума было после анонса Total War: Attila , не представляете. И вот, наконец, игра вышла. Легендарный грозный вождь гуннов по имени Аттила несется по полю на своем коне, неся нам не только смерть и разруху, но и надежды миллионов фанатов этой долгоживущей серии игр по всему миру. После «маленькой» неувязки с Total War: Rome 2 , когда фанаты начали терять веру в серию, Creative Assembly и SEGA очнулись и взяли себя в руки, доказав, что они все еще могут выпустить стабильный, сбалансированный и интересный продукт.

Любая длительная серия игр требует вливания «новой крови», дабы поддерживать фундамент серии. Всегда интересно смотреть за тем, как игры-новички в уже довольно старой серии находят новых фанатов и дают им то, что они так долго искали, заставляя их проникаться игровым процессом и проводить сотни часов своей жизни за планированием тактики, дипломатией и даже массовым геноцидом.

Кампания-пролог рассказывает о смеси успеха и неудачи на военном фронте. Она поведает вам о начале войны с гуннами, когда еще те просто пронизывали северные районы и, при проявлении инициативы с вашей стороны, изматывали ваши войска, прежде чем исчезнуть где-нибудь в лесу. Вы же после установления союза с вестготами вынуждены переехать куда-нибудь подальше, дабы избежать растущей угрозы, которую несет за собой великий Аттила и его конная армия.

Карта кампании, кстати, просто великолепна. К примеру, она отражает смену времен года, которые могут повлиять на исход сражений, и управление империей. Говоря о карте, сразу можно вспомнить об одной из новых концепций игры, которая позволяет играть за миграционные фракции. Они отлично подходят для тех, кто не способен быстро реагировать на «приливы» и «отливы». Миграционная фракция становится ордой, когда бросает свой последний город. Можно даже сжечь его, чтобы предотвратить попадание в руки врага, организовав марш-бросок в поисках убежища в тылу врага.

Что такое орда? Орда - это мобильная армия, которая способна останавливаться в определенной точке, устраивая массовый привал, и отстраивать некоторые здания для получения определенных бонусов, как полностью сформировавшийся город. В любой момент орда может занять вражеский город, но нужно помнить, что после этого ордой она быть перестанет. В такие моменты нужно точно понимать, что именно вы ожидаете от своей армии и нужен ли вам сейчас город.

Всегда организовывайте выгодные браки для членов вашей семьи, и это обязательно поможет заткнуть некоторых диссидентов. А если первое не вышло, то всегда можно устроить «несчастный случай» для того, кто стал занозой в вашей королевской заднице. Конечно, дипломатия в Attila более обширная, но отсутствие четкой связи между действиями и последствиями и объяснения, как лучше устранить проблему в зародыше с помощью исследования полезных технологий не способствует ощущению себя активным боевым лидером, а оставляет чувство, будто вы - правитель за щитом, постоянно его переставляющий из стороны в сторону для отражения новых проблем.

Все идет хорошо, когда в самом начале ваш помощник выдает цели, которые можно выполнить, чтобы приблизиться к одному из нескольких условий победы, но в этой системе есть пара недостатков, самый большой из которых позволяет новичкам в Total War не учиться хитрым стратегиям и вообще не вникать в интерфейс игры, а просто достигать определенных целей и побеждать. Вполне возможно, что придется все начать сначала, если у вас начнется война без предупреждения просто потому, что вы не знали о недовольстве со стороны вашего сильного соседа, информация о котором похоронена в меню дипломатии.

Как и всегда, управлять битвой на первый раз очень сложно: придется постоянно нажимать на паузу и изучать все меню и подменю, чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к победе. Вы также можете немного удивиться смене времен года, которые то дают вам высокую урожайность, то закапывают вас в снегу, который сползает с гор вместе с гуннами. Тем не менее, в начале, когда несколько установленных фракций все еще не воюют, вы сможете выбрать нужную отправную точку, которая позволит вам победить, и тогда уже никакие времена года вам не помешают. Вы можете играть за варварскую фракцию, которая имеет всего один город, а можете попробовать себя в теле правителя Римской империи на грани разорения, которая скрывает в себе десятки провинций.

Когда война, в конечном итоге, придет (а она точно придет), есть недостаток ключевой информации или четкого направления, которые бы помогли в ведении войны. Знающий человек понимает, как можно разгромить огромную армию всего несколькими отрядами, так как научен, но вот новичок... Опять же, эта проблема относится к новичкам, которые не знают о морали, индивидуальных способностях юнитов, фланговых маневрах и других тонкостях. Это незнание дает зелёным игрокам сильный и неприятный пинок, когда они следят за изменением поля боя благодаря погодным условиям или за горящим лесом, в котором, казалось бы, прятались несколько отрядов. Да, вся информация похоронена в меню энциклопедии, и ее настолько много, что придется объявить войну невежеству и лени, если вы новичок в мире Total War.

Поклонники серии оценят некоторые важные изменения как в боевой системе, так и в системе вне боя. К примеру, та же мораль играет намного большую роль, чем в предыдущих играх. Искусственный интеллект теперь глубже осознает, что делают его товарищи, а это позволяет воссоздать наиболее эффективную тактику, когда все шансы против вас. Все бои можно провести автоматически с карты кампании, но разнообразие войск, подходов и уникальных юнитов, предлагаемых вам десятью игровыми фракциями, делает даже мелкие стычки менее утомительными и более открытыми для экспериментов.

Несмотря на то, что в названии фигурирует имя Аттилы, что предполагает агрессивную кампанию, полную крови и мяса, использование дипломатии и политики может быть оружием столь же эффективным, сколь осадные машины и кавалерия. ИИ все еще принимает несколько неординарные решения, когда дело доходит до вброса в бой крошечных армий либо до неудачной осады при всех шансах на победу, но я уверен, что парочка патчей исправит некоторые из этих неточностей и сделает Total War: Attila максимально реалистичной.

О том, что серия игр Total War позволяет лучше проникнуться историей и просто развить свои стратегические навыки как с компьютером, так и по сети знают все, и Total War: Attila не подвела ожиданий игроков. Стабильный релиз с дополнительной оптимизацией позволил игрокам не думать об ошибках, а все еще присутствующая в игре атмосфера серии заставляет фанатов играть в новую часть часами и даже днями. Да и то, что это не Rome 3, а именно Attila сделало игру еще более покупаемой, ведь история идет вперед, и Creative Assembly об этом не забывает. Молодцы!

Рассказ о том, как очередной части Total War, не имеющей в запасе каких-то кардинальных изменений, внезапно удалось существенно встряхнусь устоявшийся игровой процесс

Отправить

Времена изменились. На смену спокойной и относительно стабильной эпохе правления Рима пришел хаос перемен. Из сарматских степей на Европу надвигаются огромные орды гуннов - кровожадных кочевников, мечтающих о мировом господстве и живущих грабежами. Вместе с гуннами пришла и смена климата: зимы стали холоднее, а урожаи беднее. Даже самые свирепые германские племена вынуждены сниматься с насиженных мест и отправлять на запад в поисках лучшей жизни. Так началось Великое переселение народов. Так начинается .

Удивительно, но Creative Assembly удалось поразительно точно передать атмосферу этой мрачной эпохи. По сравнению с , где были существенно переработаны основные механизмы, тут изменений гораздо меньше. При этом парадоксально, но геймплей изменился очень сильно, и изменился он именно в соответствии с историческими реалиями.

Первым делом стоит сказать, что впервые за долгое время игровой процесс за разные типы фракций отличается кардинально. Главные кампании достались, разумеется, Западной и Восточной Римским империям. Будущая Византия находится в двояком положении. С одной стороны она - самый крупный игрок на карте. У нее самая сильная экономика с бонусом от каждого контролируемого поселения в конце хода, а также самая крупная армия. С другой же стороны, территорией она владеет тоже немаленькой, и именно ее земли лежат на пути всех многочисленных варварских орд, двигающихся с Востока. Именно поэтому всем поклонникам больших и развитых цивилизаций стоит обратить взгляды именно на нее. Кампания тут обещает быть сложной, интересной и насыщенной.



Брать же под контроль Западную Римскую империю мы советуем лишь истинным любителям вызовов и суровых испытаний. Даже в графе «Базовая сложность» при выборе фракции тут значится недвусмысленное «Легендарная». И действительно - наследнику великого Рима придется несладко. Подконтрольная территория огромна, казна практически пуста, коррупция процветает, а побитые и искалеченные легионы можно пересчитать по пальцам. При этом жадные до наживы варвары в огромных количествах прут на богатые земли римлян со всех сторон. Удержать и спасти в такой ситуации что-то очень сложно. Чего и говорить про захват новых территорий.

Третьей по силе территориальной державой стала Сассанидская империя персов. Игровой процесс за нее, кстати, больше всего напоминает то, что мы видели в . Большая и спокойная территория, масса сатрапий и широкие возможности для территориальной экспансии. Помимо прочего, персы отлично прорисованы, а их города так и вообще напоминают нечто из восточных сказок.




Самой неоднозначной фракцией неожиданно оказались сами гунны. Изначально в интервью представители Creative Assembly заявляли нам, что играбельной фракцией они не будут. Однако их сделали не просто играбельной, а главной фракцией вообще. Для них даже был написан персональный сюжет и сняты отдельные ролики. Забавно, но кампания начинается еще до рождения Аттилы, поэтому мы будем постепенно наблюдать, как с невероятным пафосом будущий вождь будет рождаться, набираться сил, и лишь затем начинать покорение всех и вся. В это-то и кроется главная проблема гуннов: их кампания слишком заскриптована.

Ютиться на задворках карты с тремя армиями и ждать рождения великого полководца невероятно скучно. Занимать города нельзя, а грабежи и вербовка наемников далеко не всегда помогают пережить зиму. Можно, конечно, разбить палаточный лагерь, делающих из армии, по сути, мобильный город, но кардинально ситуацию это не меняет. К моменту возмужания Аттилы вся карта будет уже поделена и разграблена переселяющимися народами, а бонусы вроде увеличения боевого духа армии за каждую фракцию, с которой ведется война, часто приводят к тому, что прикончить каждого встречного гунна считают своим долгом абсолютно все. Это, правда, все равно остается куда меньшей проблемой, чем заскриптованность кампании, потому как если без любви к преодолению трудностей вы едва ли можете называться настоящим поклонником , то искусственное навязывание следования сюжету скорее раздражает. Лучше бы, все-таки, гунны так и оставались фракцией, играть за которую нельзя.



Не обошлось и без возможности взять под свое командование минорные фракции вроде франков и саксов. Здесь, в целом, все стандартно: мы медленно растем и усиливаем международное влияние, попутно выполняя мелкие промежуточные цели. Франки, к примеру, могут начать строить свою империю значительно раньше положенного историей.

Самыми же интересными внезапно оказались кампании за переселяющиеся народы вроде готов и вандалов. Они начинают игру всего с парой покинувших родные места армий, чтобы захватить какую-то территорию и осесть на ней. Местный геймплей прямо-противоположен напряженному и ожесточенному выживанию римских империй. Мы весело путешествуем по римским селениям налегке, грабя и сжигая небольшие городки, стараясь числом задавить немногочисленные легионы и не наткнуться на вражескую засаду. Какой-то город можно захватить, какой-то безболезненно оставить, да и особо заботиться на этом этапе ни о религиозных предпочтениях, ни об экономике не нужно - идиллия. Прелесть этих кампаний в том, что они дают огромное число возможностей и вариантов. Хотите повторить успех вандалов и добраться до самого Карфагена? Никаких проблем! Пошалить на востоке? Легко! Устроить веселые погромы в Западном Риме? Проще простого!






Автор этих строк провел интересный эксперимент: выбрав вандальскую армию, он двинулся прямо в Италию и… за каких-то 15 ходов захватил не только сам Вечный город, но и весь Аппенинский полуостров. Более того, ловко заключая союзы со всеми окружающими умирающую империю варварами и сепаратистами, все силы римлян удалось оттянуть от собственных границ. В итоге уже на тридцатый ход Италия была полностью ассимилирована, ее жители довольны, а города перестроены, притом что вокруг полыхал пожар войны и большинство соседей задыхались от грабежей и насилия. Играть за вандалов оказалось настолько увлекательно, что именно их государство ваш покорный слуга выбрал для основной кампании. У переселяющихся народов, кстати, оказались очень интересные особенности. Так, к примеру, те же вандалы получают повышенную прибыль от грабежей (невероятно удобная поддержка экономики), а остготы имеют бонусы при борьбе с римлянами и даже могут нанимать римские отряды.


В противоположность затяжным и размеренным войнам за территории , здесь на глобальной карте господствует хаос. Вокруг постоянно кого-то грабят, захватывают города, фракции появляются и исчезают, а многие поселения и подавно безжалостно стирают с лица земли. Это, кстати, одна из главных фишек « ». Город можно не только захватить или разграбить, но и полностью уничтожить. Это сопровождается красочной анимацией, напоминающей сброс ядерной бомбы на Хиросиму. После этого на его месте зияют обугленные развалины, а чтобы основать его вновь, кому-то придется потратить изрядную сумму денег и в качестве поселенцев запустить туда армию. Это очень затратно, поэтому таких руин на карте становится все больше и больше - особой церемонностью ИИ не отличается.




К сожалению, не отличается он порой и умом. Если на тактической карте по ощущениям он значительно поумнел (четко строится в каре при окружении с фланга и грамотно использует конницу), то на глобальной кочевники ведут себя крайне неоднозначно. Временами они очень ловко избегают открытых сражений и сдерживают армии обороняющихся, а при определенном стечении обстоятельств могут неожиданно окружить и уничтожить группировку игрока. При этом, однако, на наших глазах четыре армии гуннов во время подобных маневров начали судорожно носиться по зимним болотам и неспокойному Черному морю, где благополучно и сгинули от небоевых потерь и истощения.

Этим изменения вовсе не ограничиваются. В игре существенно добавилось всевозможных мелких деталей (которых, будто, и так было мало). Появился параметр «Санитария», за которым необходимо следить, армии теперь имеют собственную шкалу верности, а полководцы и губернаторы стали получать очки опыта, которые можно вкладывать в различные умения дерева талантов. Важную роль вновь играет и религия. Своевременное принятие христианства может решить судьбу всей страны в будущем. Главным изменением, однако, стала политическая жизнь внутри собственной фракции. Сказать, что ее усложнили - не сказать ничего. Причем если дополнительные инструменты контроля обычно оказываются полезны, то обилие деталей и необходимость следить за взаимоотношениями между членами фракции кажутся излишеством и перегружают без того богатую нюансами игру.




Периодически члены правящей семьи вдруг начинают грызню с одним из ваших генералов, а сглаживать конфликты приходится правителю ценой собственного влияния. Причем кто-нибудь обязательно окажется обиженным. Если же обиженный при этом был еще и важным губернатором провинции (новая важная особенность управления территориями) или прокачанным военачальником, то развязанная им гражданская война может вылиться в существенные проблемы. Подопечные имеют ветки умений, спутников, огромное количество особенностей и параметров. Их можно назначать на должности и награждать орденами. Вся эта возня, которой со временем становится только больше, кажется крайне избыточной и ненужной.

Изменениям подверглась и тактическая составляющая. Так, среди варварских отрядов нередко можно встретить женщин, а формаций стало куда больше. Причем пользоваться ими нужно в обязательном порядке - в противном случае отряды могут стать совершенно неуправляемы. Идея баррикад и кольев получила продолжение, а пользы от них стало гораздо больше. Важную роль в игре выполняет огонь. Огненные стрелы наносят больший урон, но с ними отныне нужно быть предельно осторожным. Случайно находящееся на линии огня дерево может загореться, а с него огонь перекинется на ближайшие постройки, в итоге поджигая добрую половину города. Причем здания, сгоревшие при штурме, затем придется ремонтировать на глобальной карте.

Статьи по теме