Какие научные открытия помогли победить во второй мировой. Неожиданные изобретения второй мировой войны

На создание данного поста меня сподвиг недавний пост "11 изобретений, которыми мы обязаны войнам". Прочитав его я задумался: "неужели нет ни одного русского военного изобретения?" Не понимаю, страна-агрессор, как сейчас принято говорить на западе, подарившая миру лампы накаливания, радио, электрический телеграф, двигадель внутреннего сгорания и т.д., не изобрела ничего в военной сфере? Меня этот вопрос заинтересовал и я начал копать, и вот что накопал:

Русский автомат Федорова

Первую в мире автоматическую винтовку и автомат придумал подданный Российской империи генерал-лейтенант инженерно-технической службы В.Г. Федоров. Еще в 1905-м он предложил проект переделки магазинной винтовки системы Мосина образца 1891 года в автоматическую. А в 1906-м приступил к разработке уже принципиально новой автоматической винтовки. За год до Первой мировой Федоров изготовил два опытных образца. По боевым характеристикам его изобретение оказалось промежуточным звеном между ручным пулеметом и автоматической винтовкой. Стреляло и очередями, и одиночными выстрелами. Поэтому и получило название «автомат». Автоматами и автоматическими винтовками системы Федорова впервые в мире была вооружена одна из рот 189-го Измаильского пехотного полка. Что прошла спецподготовку в офицерской стрелковой школе Ораниенбаума и в декабре 1916 года была отправлена на фронт. Так, в России появилось первое в мире воинское подразделение, вооруженное легким автоматическим оружием.

Мортира-миномет Гобято

Потомственный дворянин, Георгиевский кавалер и военный инженер-конструктор Л.Н. Гобято в Русско-японскую был командиром батареи 4-й Восточно-Сибирской стрелковой артиллерийской бригады. Когда возникла необходимость при обороне Порт-Артура уничтожить живую силу противника и накрыть японские огневые точки (скрытые в траншеях и оврагах) навесным огнем с близкого расстояния, Гобято прямо на передовой придумал мортиру-миномет. Сконструировал надкалиберную мину со стабилизатором буквально из подручных средств. Стволы морских 47 мм орудий закрепил на колесных лафетах. Когда же их не хватило, приспособил просто металлические трубы на деревянных колодах. Вместо обычных снарядов использовал самодельные шестовые мины, что выпускались под углом от 45 до 85° по навесной траектории, и могли уничтожать закрытые цели, недоступные ружейно-пулеметному и артиллерийскому настильному огню. Изобретение Гобято сохранила тысячи жизней русских солдат и его быстро подхватили войсковые инженеры западных держав.

Подводная лодка Шильдера

Испытания первой в мире цельнометаллической подводной лодки конструкции К. А. Шильдера были проведены 29 августа 1834 года в верховьях Невы. Лодка оснащалась гарпуном с установленной на нем миной, который должен был пробивать броню вражеского судна. Затем мина подрывалась с безопасного расстояния. Кроме того, на машине были установлены подвижные ракетные блоки. Подводная лодка приводилась в движение четырьмя лопастями, которые крутились четырьмя членами экипажа. Она была также оборудована неким подобием перископа для наблюдения за объектами на поверхности воды. На испытаниях лодка достигла скорости около 0,7 км/ч. Николай I и его советники одобрили идею дальнейшего развития машины.

Самодвижущаяся мина-торпеда Александровского

И.Ф. Александровский вошел в историю с проектом подводной лодки, но оказался забыт как создатель первой русской самодвижущейся мины-торпеды. В 1861 году он завершил разработку чертежей подлодки и построил ее в 1866-м. А вот его «торпедо», изготовленное за год до этого кустарными средствами, но показавшее уже на первых испытаниях боевой потенциал, адмиралом Н.Н. Краббе было оценено «как преждевременное». И чиновники из морского ведомства отвалили немалые средства английскому заводчику Уайтхеду за его торпеду, которая по тактическим характеристикам не превосходила нашу. Идея торпеды родилась у Александровского в процессе конструирования лодки. По аналогии решил создать и «самодвижущееся торпедо, что работало бы на сжатом воздухе и управлялось на глубине». Эти две позиции, ставшие «главным секретом» Уайтхеда, русский самородок откроет еще за год до британского «отца торпеды». Но лишь спустя 2 года – в 1868-м – ему разрешат построить ее на «собственные средства с последующим возмещением». В конечном итоге, его «самостоятельная мина» будет иметь ход в 10 узлов, а Уайтхеда, купленная австрийским правительством за 200 тыс. гульденов и английским за 15 тыс. фунтов стерлингов, всего семь.

Минный трал

Высокая эффективность применения флотами воюющих государств минного оружия вынудила искать надежные средства борьбы с минами. После многочисленных опытов лейтенантом М. Н. Беклемишевым в 1881 было изобретено новое средство борьбы с минами - пеньковый трал. Он изготовлялся из толстого пенькового троса длиной около 200 м, на который надевались цилиндрические грузы. При протаскивании трала по грунту судами трос захватывал мину и буксировал ее на мелководье, где она всплывала и уничтожалась.

Бронеавтомобиль Накашидзе

Первым русским бронеавтомобилем традиционно считается броневик, созданный в 1904 году подъесаулом Михаилом Накашидзе. Этот сын грузинского князя, генерала от кавалерии Александра Давидовича Накашидзе, служил в одном из сибирских казачьих полков. В самом начале русско-японской войны он решил создать броневик на базе французского автомобиля Charron 50CV. Машина оказалась настолько удачной, что сама фирма Charron, Girardot et Voigt (Шаррон, Жирардо и Вуа), производившая этот автомобиль, взялась делать такие броневики по проекту Накашидзе для русской и французской армий.
Бронеавтомобиль воплощал в себе ряд инженерно-технических решений, ставших впоследствии классическими: полную бронировку корпуса, перископ для безопасного наблюдения за полем боя, пулемётную башню кругового вращения, колёса с пулестойкими резиновыми шинами, возможность запуска двигателя из отделения управления.

Гусматик

А. Гусс Петербургский химик. На основе желатинового клея и глицерина разработал специальный наполнитель для шин бронеавтомобилей. Легкий и упругий, после заливки в шину он застывал и становился сухим, мелкопористым. Обработанные таким способом шины были пулестойкими и по имени изобретателя названы гусматиками.

Ранцевый парашют Котельникова

Офицер-артиллерист Глеб Котельников был натурой артистической. И сама идея конструкции компактного парашюта пришла к нему в театре. После спектакля в гардеробной заметил в руках дамы плотный сверток, она им взмахнула, и тугая скатка вдруг превратилась в огромный платок. И в 1911-м, спустя почти год после трагической гибели русского летчика капитана Льва Мациевича, свидетелем которой Котельников оказался лично на Всероссийском празднике воздухоплавания, он придумал принципиально новый авиационный ранцевый парашют свободного действия РК-1. Но когда подал заявку на регистрацию, ему отказали. Начальник Российских Воздушных Сил великий князь Александр Михайлович опасался, что «летчики при малейшем отказе летательного аппарата начнут покидать дорогую машину в воздухе». И лишь 20 марта 1912 года - уже во Франции - Котельников получил патент за № 438 612. Первые испытания проводились с автомобилем. Ранец закрепили сзади. Когда машина рванула с места, парашют так резко погасил скорость, что мотор заглох. Вторые – с аэростатом. «Прыгал» 80-килограммовый манекен. Первый прыжок человека с 60-метровой высоты с моста через Сену был совершен студентом Петербургской консерватории Владимиром Оссовским в Руане 5 января 1913 года. Первично купол из шёлка и стропы, разделенные на 2 группы и крепящиеся к плечевым обхватам подвесной системы, убирались в деревянный (позже алюминиевый) ранец. В 1923 году он был усовершенствован до конверта с сотами для строп. Парашют Котельникова русская армия приняла хорошо. Только за 1917 год было совершено 65 спусков.

Фильтрующий угольный противогаз Зелинского-Кумманта

Меньше чем через год после начала Первой мировой войны - 22 апреля 1915-го - в 3.30 утра в предместьях бельгийского города Ипр германцы впервые в истории применили химическое оружие. 5 тысяч солдат англо-французской коалиции погибли на месте. А спустя месяц газовая атака на подступах к Варшаве унесла свыше тысячи русских жизней. И весь мир бросился искать защиту от нового вида оружия. Промышленные аппараты для очистки воздуха, как и многослойные марлевые повязки, пропитанные гипосульфитом натрия, на передовой были без пользы. Не стал окончательной панацеей и сконструированный в ноябре того же года инженером-технологом завода «Треугольник» Э.Л. Куммантом резиновый шлем с очками. Отчасти помогал дышать и защищал голову. Но фильтра, способного остановить действие отравляющих веществ, еще не было. Западные ученые нацелились на химические поглотители, нейтрализующие конкретные яды. И только русский химик-органик Н.Д.Зелинский стал искать нечто, что очищало бы воздух вне зависимости от химического состава ОВ. Обратил внимание, что те солдаты, которые успели вжаться лицами в рыхлую землю, уцелели. По ассоциации пришел к универсальному поглотителю – древесному углю. Неактивированный уголь с натронной известью, что под влагой дыхания окаменевал, пытался внедрить начальник санитарно-эвакуационной части русской армии принц Ольденбургский. Зелинский сделал ставку на активированный. Остановился на березовом и липовом. Искал способы повысить его пористость и адсорбцию. И добился – 1 грамм активированного угля с развитой капиллярностью имел поглощающую поверхность в 15 кв.м. Из него и сделали фильтры для маски Кумманта. В 1916 году их универсальный противогаз поступил на вооружение русской армии и был высоко оценен союзниками.

Гусеничный ход

12 марта 1837 года штабс-капитан русской армии Дмитрий Андреевич Загряжский подал в Министрество финансов ходатайство о выдаче ему патента на экипаж с плоскозвенчатой металлической гусеницей. В протоколе комиссии, рассматривавшей предложение изобретателя, говорится: «из представленных Загряжским описания и чертежей его изобретения видно, что около каждого обыкновенного колеса, на которых катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колесами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колес равняются звеньям цепи, цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность». В октябре 1837 года патент был выдан.

Ну и по традиции, не совсем военная тема...Космическая ракета

Полет человека в космос... Это казалось несбыточной мечтой, сюжетом фантастического романа. Однако сила человеческого разума оказалась мощнее силы земного притяжения: Константин Эдуардович Циолковский стал первым в плеяде гениальных ученых, которым удалось преодолеть казалось бы незыблемые законы природы. Он не только доказал, что единственным аппаратом, способным совершить космический полет, является ракета, но и разработал ее модель, правда, при жизни ему так и не удалось наблюдать запуск космического аппарата.

Со слов автора. На создание данного поста меня сподвиг недавний пост "11 изобретений, которыми мы обязаны войнам". Прочитав его я задумался: "неужели нет ни одного русского военного изобретения?" Не понимаю, страна-агрессор, как сейчас принято говорить на западе, подарившая миру лампы накаливания, радио, электрический телеграф, двигадель внутреннего сгорания и т.д., не изобрела ничего в военной сфере? Меня этот вопрос заинтересовал и я начал копать, и вот что накопал:

Первую в мире автоматическую винтовку и автомат придумал подданный Российской империи генерал-лейтенант инженерно-технической службы В.Г. Федоров. Еще в 1905-м он предложил проект переделки магазинной винтовки системы Мосина образца 1891 года в автоматическую. А в 1906-м приступил к разработке уже принципиально новой автоматической винтовки. За год до Первой мировой Федоров изготовил два опытных образца. По боевым характеристикам его изобретение оказалось промежуточным звеном между ручным пулеметом и автоматической винтовкой. Стреляло и очередями, и одиночными выстрелами. Поэтому и получило название «автомат». Автоматами и автоматическими винтовками системы Федорова впервые в мире была вооружена одна из рот 189-го Измаильского пехотного полка. Что прошла спецподготовку в офицерской стрелковой школе Ораниенбаума и в декабре 1916 года была отправлена на фронт. Так, в России появилось первое в мире воинское подразделение, вооруженное легким автоматическим оружием.

Потомственный дворянин, Георгиевский кавалер и военный инженер-конструктор Л.Н. Гобято в Русско-японскую был командиром батареи 4-й Восточно-Сибирской стрелковой артиллерийской бригады. Когда возникла необходимость при обороне Порт-Артура уничтожить живую силу противника и накрыть японские огневые точки (скрытые в траншеях и оврагах) навесным огнем с близкого расстояния, Гобято прямо на передовой придумал мортиру-миномет. Сконструировал надкалиберную мину со стабилизатором буквально из подручных средств. Стволы морских 47 мм орудий закрепил на колесных лафетах. Когда же их не хватило, приспособил просто металлические трубы на деревянных колодах. Вместо обычных снарядов использовал самодельные шестовые мины, что выпускались под углом от 45 до 85° по навесной траектории, и могли уничтожать закрытые цели, недоступные ружейно-пулеметному и артиллерийскому настильному огню. Изобретение Гобято сохранила тысячи жизней русских солдат и его быстро подхватили войсковые инженеры западных держав.

Испытания первой в мире цельнометаллической подводной лодки конструкции К. А. Шильдера были проведены 29 августа 1834 года в верховьях Невы. Лодка оснащалась гарпуном с установленной на нем миной, который должен был пробивать броню вражеского судна. Затем мина подрывалась с безопасного расстояния. Кроме того, на машине были установлены подвижные ракетные блоки. Подводная лодка приводилась в движение четырьмя лопастями, которые крутились четырьмя членами экипажа. Она была также оборудована неким подобием перископа для наблюдения за объектами на поверхности воды. На испытаниях лодка достигла скорости около 0,7 км/ч. Николай I и его советники одобрили идею дальнейшего развития машины.

И.Ф. Александровский вошел в историю с проектом подводной лодки, но оказался забыт как создатель первой русской самодвижущейся мины-торпеды. В 1861 году он завершил разработку чертежей подлодки и построил ее в 1866-м. А вот его «торпедо», изготовленное за год до этого кустарными средствами, но показавшее уже на первых испытаниях боевой потенциал, адмиралом Н.Н. Краббе было оценено «как преждевременное». И чиновники из морского ведомства отвалили немалые средства английскому заводчику Уайтхеду за его торпеду, которая по тактическим характеристикам не превосходила нашу. Идея торпеды родилась у Александровского в процессе конструирования лодки. По аналогии решил создать и «самодвижущееся торпедо, что работало бы на сжатом воздухе и управлялось на глубине». Эти две позиции, ставшие «главным секретом» Уайтхеда, русский самородок откроет еще за год до британского «отца торпеды». Но лишь спустя 2 года – в 1868-м – ему разрешат построить ее на «собственные средства с последующим возмещением». В конечном итоге, его «самостоятельная мина» будет иметь ход в 10 узлов, а Уайтхеда, купленная австрийским правительством за 200 тыс. гульденов и английским за 15 тыс. фунтов стерлингов, всего семь.

Высокая эффективность применения флотами воюющих государств минного оружия вынудила искать надежные средства борьбы с минами. После многочисленных опытов лейтенантом М. Н. Беклемишевым в 1881 было изобретено новое средство борьбы с минами - пеньковый трал. Он изготовлялся из толстого пенькового троса длиной около 200 м, на который надевались цилиндрические грузы. При протаскивании трала по грунту судами трос захватывал мину и буксировал ее на мелководье, где она всплывала и уничтожалась.

Первым русским бронеавтомобилем традиционно считается броневик, созданный в 1904 году подъесаулом Михаилом Накашидзе. Этот сын грузинского князя, генерала от кавалерии Александра Давидовича Накашидзе, служил в одном из сибирских казачьих полков. В самом начале русско-японской войны он решил создать броневик на базе французского автомобиля Charron 50CV. Машина оказалась настолько удачной, что сама фирма Charron, Girardot et Voigt (Шаррон, Жирардо и Вуа), производившая этот автомобиль, взялась делать такие броневики по проекту Накашидзе для русской и французской армий.

Бронеавтомобиль воплощал в себе ряд инженерно-технических решений, ставших впоследствии классическими: полную бронировку корпуса, перископ для безопасного наблюдения за полем боя, пулемётную башню кругового вращения, колёса с пулестойкими резиновыми шинами, возможность запуска двигателя из отделения управления.

А. Гусс Петербургский химик. На основе желатинового клея и глицерина разработал специальный наполнитель для шин бронеавтомобилей. Легкий и упругий, после заливки в шину он застывал и становился сухим, мелкопористым. Обработанные таким способом шины были пулестойкими и по имени изобретателя названы гусматиками.

Офицер-артиллерист Глеб Котельников был натурой артистической. И сама идея конструкции компактного парашюта пришла к нему в театре. После спектакля в гардеробной заметил в руках дамы плотный сверток, она им взмахнула, и тугая скатка вдруг превратилась в огромный платок. И в 1911-м, спустя почти год после трагической гибели русского летчика капитана Льва Мациевича, свидетелем которой Котельников оказался лично на Всероссийском празднике воздухоплавания, он придумал принципиально новый авиационный ранцевый парашют свободного действия РК-1. Но когда подал заявку на регистрацию, ему отказали. Начальник Российских Воздушных Сил великий князь Александр Михайлович опасался, что «летчики при малейшем отказе летательного аппарата начнут покидать дорогую машину в воздухе». И лишь 20 марта 1912 года - уже во Франции - Котельников получил патент за № 438 612. Первые испытания проводились с автомобилем. Ранец закрепили сзади. Когда машина рванула с места, парашют так резко погасил скорость, что мотор заглох. Вторые – с аэростатом. «Прыгал» 80-килограммовый манекен. Первый прыжок человека с 60-метровой высоты с моста через Сену был совершен студентом Петербургской консерватории Владимиром Оссовским в Руане 5 января 1913 года. Первично купол из шёлка и стропы, разделенные на 2 группы и крепящиеся к плечевым обхватам подвесной системы, убирались в деревянный (позже алюминиевый) ранец. В 1923 году он был усовершенствован до конверта с сотами для строп. Парашют Котельникова русская армия приняла хорошо. Только за 1917 год было совершено 65 спусков.

Меньше чем через год после начала Первой мировой войны - 22 апреля 1915-го - в 3.30 утра в предместьях бельгийского города Ипр германцы впервые в истории применили химическое оружие. 5 тысяч солдат англо-французской коалиции погибли на месте. А спустя месяц газовая атака на подступах к Варшаве унесла свыше тысячи русских жизней. И весь мир бросился искать защиту от нового вида оружия. Промышленные аппараты для очистки воздуха, как и многослойные марлевые повязки, пропитанные гипосульфитом натрия, на передовой были без пользы. Не стал окончательной панацеей и сконструированный в ноябре того же года инженером-технологом завода «Треугольник» Э.Л. Куммантом резиновый шлем с очками. Отчасти помогал дышать и защищал голову. Но фильтра, способного остановить действие отравляющих веществ, еще не было. Западные ученые нацелились на химические поглотители, нейтрализующие конкретные яды. И только русский химик-органик Н.Д.Зелинский стал искать нечто, что очищало бы воздух вне зависимости от химического состава ОВ. Обратил внимание, что те солдаты, которые успели вжаться лицами в рыхлую землю, уцелели. По ассоциации пришел к универсальному поглотителю – древесному углю. Неактивированный уголь с натронной известью, что под влагой дыхания окаменевал, пытался внедрить начальник санитарно-эвакуационной части русской армии принц Ольденбургский. Зелинский сделал ставку на активированный. Остановился на березовом и липовом. Искал способы повысить его пористость и адсорбцию. И добился – 1 грамм активированного угля с развитой капиллярностью имел поглощающую поверхность в 15 кв.м. Из него и сделали фильтры для маски Кумманта. В 1916 году их универсальный противогаз поступил на вооружение русской армии и был высоко оценен союзниками.

12 марта 1837 года штабс-капитан русской армии Дмитрий Андреевич Загряжский подал в Министрество финансов ходатайство о выдаче ему патента на экипаж с плоскозвенчатой металлической гусеницей. В протоколе комиссии, рассматривавшей предложение изобретателя, говорится: «из представленных Загряжским описания и чертежей его изобретения видно, что около каждого обыкновенного колеса, на которых катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колесами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колес равняются звеньям цепи, цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность». В октябре 1837 года патент был выдан.

Полет человека в космос... Это казалось несбыточной мечтой, сюжетом фантастического романа. Однако сила человеческого разума оказалась мощнее силы земного притяжения: Константин Эдуардович Циолковский стал первым в плеяде гениальных ученых, которым удалось преодолеть казалось бы незыблемые законы природы. Он не только доказал, что единственным аппаратом, способным совершить космический полет, является ракета, но и разработал ее модель, правда, при жизни ему так и не удалось наблюдать запуск космического аппарата.

Французские окопные доспехи против пуль и осколков. 1915г.

Sappenpanzer появился на Западном фронте в 1916 году. В июне 1917 года, захватив несколько немецких бронежилетов, союзники провели исследования. Согласно этим документам, немецкий бронежилет может остановить пулю винтовки на расстоянии в 500 метров, но его главное предназначение против шрапнели и осколков. Жилет можно вешать как на спине, так на грудь. Первые образцы собраны оказались менее тяжелыми, чем поздние, с начальной толщиной 2,3 мм. Материал - сплав стали с кремнием и никелем.

Такую вот масочку носили командир и водитель английского Mark I для защиты лица от осколков.

Баррикада.

Немецкие солдаты примериваются к захваченной русской «передвижной баррикаде».

Мобильный щит пехотинца (Франция).

Экспериментальные шлемы пулеметчиков. США,1918 год.

США. Защита для пилотов бомбардировщиков. Бронетрусы.

Различные варианты бронированных щитов для полицейских из Детройта.

Австрийский окопный щит, который мог носиться как нагрудник.

«Черепашки-нинзя» из Японии.

Бронещит для санитаров.

Индивидуальная бронезащита с незамысловатым названием «Черепаха». Насколько я понимаю «пола» у этой штуки не было и боец сам двигал ее.

Лопата-щит МакАдама, Канада, 1916. Предполагалось двойное использование: как в качестве лопатки, так и стрелкового щитка. Было заказано канадским правительством серией в 22 000 шт. В результате приспособление было неудобно как лопата, неудобно из-за слишком низкого расположения бойницы как стрелковый щит, и насквозь пробивалось винтовочными пулями. После войны переплавлены как металлолом

Не мог пройти мимо такой чудесной коляски (правда уже послевоенной). Великобритания, 1938

Ну и наконец «бронированная кабинка общественного туалета - пепелац». Блиндированный наблюдательный пункт. Великобритания.

Мало отсидеться за щитом. Противника «выковырнуть» из-за щита чем? И тут «голь (солдаты) на выдумки хитры … В ход пошли совсем уж экзотические средства.

Французская бомбо-метательная машина. Средневековые технологии снова востребованы.

Ну совсееем... рогатка!

Но их нужно было как-то передвигать. Вот тут вновь вступил в строй инженерно-технический гений и производственные мощности.

Срочная и довольно бестолковая переделка любого самодвижущегося механизма рождало порой удивительные создания.


24 апреля 1916 года в Дублине вспыхнуло антиправительственное восстание (Пасхальное восстание - Easter Rising) и для передвижения войск по обстреливаемым улицам англичанам были нужны хоть какие-то бронемашины.

26 апреля, всего за 10 часов специалисты 3-го резервного кавалерийского полка, используя оборудование мастерских Южной железной дороги в Инчикоре, смогли собрать бронеавтомобиль из обычного коммерческого 3-тонного грузового шасси «Даймлер» и… парового котла. И шасси, и котёл, были доставлены с пивоваренного завода „Guinness“

Про броне-дрезины можно писать отдельную статью, потому только ограничусь одной фотографией для общего представления.

А это пример банального навешивания стальных щитов на борта грузовика в военных целях.

Датский „броневик“, изготовленный на основе грузовика Gideon 2 T 1917 с бронёй из фанеры(!).

Еще одна Французская поделка (в этом случае на службе Бельгии) - бронеавтомобиль Пежо. Опять без защиты водителя, двигателя и даже всего остального экипажа спереди.

А как вам нравится такая „аэротачанка“ от 1915 года?

Или такая…

1915 Sizaire-Berwick „Wind Wagon“. Смерть врагу (от диареи), пехоту сдует.

В дальнейшем, уже после 1Мв идея аэро-повозки не заглохла, а была развита и востребована (особенно на заснеженных просторах севера СССР).

Аэросани имели изготовленный из дерева безрамный закрытого типа корпус, передняя часть которого была защищена листом противопульной брони. В передней части корпуса находилось отделение управления, в котором располагался механик-водитель. Для наблюдения за дорогой в передней панели имелась смотровая щель со стеклоблоком от бронеавтомобиля БА-20. За отделением управления находилось боевое отделение, в котором был установлен на турели 7,62-мм танковый пулемет ДТ, снабженный легким щитовым прикрытием. Огонь из пулемета вел командир аэросаней. Горизонтальный угол обстрела составлял 300°, вертикальные - от –14 до 40°. Боекомплект пулемета состоял из 1000 патронов.

К августу 1915 году два офицера Австро-Венгерской армии - гауптман инженер Романик и оберлейтенант Феллнер в Будапеште сконструировали вот такой гламурный броневичок, предположительно, на базе автомобиля Мерседес с 95 сильным мотором. Назван был по первым буквам имен создателей Romfell. Бронирование 6 мм. Вооружен был одним пулеметом Schwarzlose M07/12 8 мм (боезапас 3000 патронов) в башенке, котрый мог в принципе использоваться и по воздушным целям. Машина была радиофицирована телеграфом азбуки Морзе, от от фирмы Siemens&Halske. Скорость аппарата до 26 км/ч. Вес 3 тонны, длина 5,67 м, ширина 1,8 м, высота 2,48 м. Экипаж 2 чел.

А это чудовище так понравилось Миронову, что не откажу себе в удовольствии ещё раз его показать. В июне 1915 г. началось производство тягача Marienwagen на заводе Daimler в Berlin-Marienfelde. Этот тягач выпускался в нескольких вариантах: полу-гусеничный, полностью гусеничный, хотя их базой был 4-х тонный тягач Daimler.

Для прорыва через поля, опутанные колючей проволокой придумали вот такую сенопроволококосилку.

30 июня 1915 года ещё один из прототипов был собран во дворе лондонской тюрьмы «Уормвуд Скрабз» военнослужащими 20-й эскадрильи Королевской школы авиации ВМС. За основу, было взято шасси американского трактора «Киллен-Страйт» с деревянными траками в гусеницах.

В июле на него в опытном порядке установили бронекорпус от бронеавтомобиля „Делано-Бельвиль“, затем - корпус от „Остина“ и башню от „Ланчестера“.

Танк FROT-TURMEL-LAFFLY, колесный танк, построенный на шасси дорожного катка Laffly. Защищен 7-мм бронированием, весит около 4 тонн, вооружен двумя 8-мм пулеметами и митральезой неизвестного типа и калибра. Кстати, на фотографии вооружение гораздо сильнее заявленого - видимо „дырки для ружья“ прорезали с запасом.

Экзотическая форма корпуса обусловлена тем, что идее конструктора (того самого г. Фрота), машина предназначалась для атаки на проволочные заграждения, которые машина должна была подминать своим корпусом - ведь чудовищные проволочные заграждения, наряду с пулеметами, были одной из главных проблем для пехоты.

У французов возникла блестящая идея – использовать для преодоления вражеских проволочных заграждений малокалиберные пушки, стреляющие абордажными крюками. На фото расчеты таких пушек.

Ну а уж как только не измывались над мотоциклами, пытаясь приспособить их к военным действиям…

Мототачанка на прицепе Motosacoche.

Ещё одна.

Полевая скорая помощь.

Доставка горючего.

Трехколесный бронированный мотоцикл, предназначенный для решения разведывательных задач, особенно для узких дорог.

Занимательнее этого - только «гусеничный катер Грилло»! Как раз гонять аллигаторов на болотистых берегах Адриатики, постреливая торпедами… На самом деле, участвовавший в диверсионных операциях, расстрелян при попытке потопить линкор «Вирибус Унитис». За счёт бесшумного электродвигателя ночью пробрался в порт и, используя гусеницы, перебрался через ограждающие боны. Но в порту замечен охраной и затоплен.

Водоизмещение их составляло 10 т, вооружение - четыре 450-мм торпеды.

Но для преодоления водных преград индивидуально, разработаны другие средства. Такие например, как:

Боевые водные лыжи.

Боевой катамаран.

Боевые ходули

А вот это уже R2D2. Самоходная огневая точка на электрической тяге. За ней через всё поле боя тащился «хвост»-кабель.

Нравится ли вам военная отечественная техника?

Лучшие российские военные изобретения.

Кто-то ругает нашу страну за отсутствие собственных в мире электроники. Кому-то не нравится, что мы не умеем делать iPhone. Есть те, которые недовольны отечественными автомобилями. Так что, нашей стране нечем похвастаться перед миром?

На самом деле есть. Ведь когда речь идет о танках, самолетах, пушках и т. п., то наша страна традиционно впереди планеты всей. Особенно это касается различных военных технологий. Давайте вспомним о самых смелых, неординарных и , которые удивили и даже напугали весь мир.


Все мы знаем, что перед серийным выпуском любого транспортного средства требуется тщательная разработка и множество экспериментов над концептами. Это же касается и военной техники. Правда, в отличие от обычных гражданских автомобилей военная техника требует от конструкторов более кропотливой работы. Именно поэтому при разработке военных машин необходимы неортодоксальные концепции. Но и этого мало.

Для того чтобы создать поистине невероятную , нужно уметь воплощать в жизнь самые безумные идеи. С этим у нас, как вы знаете, нет проблем. В нашей стране никогда не было недостатка в неординарных конструкторах и инженерах. В итоге в ХХ веке наша страна создала множество странных огромных танков, самолетов, кораблей, поездов, подводных лодок и оружия.

Примечательно, что российские военные инженеры всегда любили создавать летающую технику. Именно поэтому в нашей стране были построены летающие танки, летающие , летающие корабли и т. д.

Многие военные проекты, к сожалению, так и не получили своего продолжения, оставшись только в стадии разработки. Хотя некоторые изобретения можно было увидеть в действии во время Великой Отечественной войны. И это неудивительно. Ведь когда нашему народу угрожает опасность, мы традиционно объединяемся и начинаем удивлять весь мир. Так получилось и в период Второй мировой войны. Ведь именно в те годы наши военные инженеры создали множество удивительных военных технологий и техники.

Но, увы, на сегодняшний день многие невероятные изобретения забыты. К счастью, не все.

Давайте вспомним о самых невероятных ХХ века.

«Царь-бомба»


30 октября 1961 года Советский Союз провел ядерные испытания, в рамках которых было взорвано самое мощное и разрушительное оружие из всех когда-либо созданных человечеством. Это была водородная бомба AN602, получившая прозвище «Царь-бомба». Мощность взрыва составила от 50 до 60 мегатонн. Это эквивалентно более чем 1500 бомбам, сброшенным на Хиросиму и Нагасаки.


Также мощность «Царь-бомбы» в 10 раз превышала общую мощность всех веществ, используемых во Второй мировой войне. Во время испытания «Царь-бомбы» были полностью уничтожены близлежащие деревни (были предварительно эвакуированы). Также от взрыва на расстоянии 100 километров начались пожары. В том числе даже на расстоянии 1126 км в зданиях вылетели окна. Бомба была протестирована всего один раз.

«Объект 279»


Российским инженерам часто приходилось разрабатывать транспортные средства для экстремальных условий, в которых должен выжить экипаж. Вершиной этого военного инженерного искусства был экспериментальный , получивший кодовое имя «Объект 279». Этот тяжелый танк был создан для того, чтобы противостоять ядерной взрывной волне.

Также танк должен был сохранять боеспособность после ядерного взрыва и сражаться на поле боя, пропитанном радиоактивными осадками. Танк весил 60 тонн. Экипаж боевой машины составлял 4 человека. Танк был способен проезжать любую местность и имел невероятную защиту от химических и биологических нападений.

В 1959 году было создано два прототипа.

Танки прошли испытания, в результате которых было установлено, что они слишком тяжелые и громоздкие для современного поля битвы. Кроме того, танк был очень дорогостоящим и уязвимым для атаки с воздуха. Позднее Никита Хрущев заявил, что наша страна будет производить танки весом не более 37 тонн. В итоге танк «Объект 279» попал в музей.

Тяжелый танк Т-42


В довоенные годы в мире наблюдалась бешеная гонка танковых вооружений. Каждая страна старалась сделать самые большие и мощные супертанки. Не стала исключением и наша страна. В 1931 году под руководством немецкого инженера Эдварда Гротта в конструкторском бюро завода «Большевик» был разработан супертяжелый танк Т-42.

Танк Т-42 весил 100 тонн и вмещал в себя 14 членов экипажа.

Также этот «зверь» имел три башни с различными тяжелыми и легкими пушками. К сожалению, для такого тяжелого танка требовался какой-то особо мощный двигатель, который так и не был изобретен. С существующими же тогда моторами Т-42 был слишком медленным, что, естественно, потенциально делало его уязвимым на любом поле боя. Так что этот танк так и не стал реальным, оставшись только в виде проекта.

Противотанковые собаки


Во время Второй мировой войны многие страны, чтобы получить преимущество на поле боя, использовали животных. Но это не новая идея. История войн уже с таким сталкивалась. Например, еще в конце 1300-х годов монгольские вожди использовали горящих верблюдов, чтобы победить врага на поле боя. И, что удивительно, это имело стратегический успех. Напомним, что верблюдов покрывали соломой, пропитанной маслом, поджигали и гнали в сторону врага.

Великая Отечественная война была еще одной попыткой вооружить животных с целью получения преимущества в военных действиях. Так, наше военное ведомство использовало специально обученных собак, задача которых была проходить с прикрепленными к ним минами под немецкими танками и активировать заряд.

По некоторым данным, собаки уничтожили таким образом более 300 немецких танков. Тем не менее от четвероногих помощников решено было отказаться в связи с тем, что их трудно было заставить бежать в нужном направлении. Дело в том, что собаки уничтожали первый танк, который встречался им на пути. Конечно, на поле боя подобное недопустимо. И все-таки отважные собаки внесли свой неоценимый вклад в победу над фашизмом.

Летающий танк А-40


Танк А-40 предназначен для воздушной перевозки и для ведения партизанской войны. Это был легкий танк с прикрепленными к нему крыльями. Нет, конечно, танк не летал самостоятельно. Но благодаря крыльям танк мог быть сброшен с самолета и спланировать в желаемую зону высадки.


Всего был построен один прототип. К сожалению, этот экземпляр получился слишком громоздким и его невозможно было, как планировалось, загрузить в небольшой самолет. Также не было никакой уверенности, что экипаж танка благополучно приземлится без угрозы для жизни, поскольку существовал риск повреждения . В итоге проект был свернут. Хотя, признаем, это была потрясающая идея на тот момент. Ведь многие страны до нас пытались сделать что-то подобное, но ни у кого не получилось создать даже прототип.

Кстати, на тот момент наши войска уже применяли десантуру танков с грузовых самолетов, но для этого использовались парашюты. Проект же должен был упростить десантуру танковой техники. Увы.

Невидимый самолет Козлова


Российский профессор Сергей Козлов разрабатывал невидимый на базе «Яковлев ЯК-4». Для этого был проведен необычный эксперимент. Самолет был оснащен фюзеляжем и крыльями из прозрачного пластикового материала, изобретенного ученым. Затем профессор нанес на пластиковые детали непрозрачную структуру из смеси белой краски и алюминиевой пыли. Это должно было сделать самолет буквально невидимым.

Удивительно, но задумка профессора Козлова реально работала. Хотя и недолго, так как краска притягивала грязь и пыль, что уменьшало эффект невидимости. Также были опасения, что пластиковый материал недостаточно прочный. К тому же из-за алюминия от самолета при определенном угле падения солнечных лучей шел блеск. К сожалению, несмотря на то что эксперименты продолжились, самолет Козлова так никогда и не стал серийным.

Система частично-орбитального бомбометания


В 1960-е годы наша страна разработала программу «Система частично-орбитального бомбометания ». Это были специальные ракеты, которые выходили на низкую околоземную орбиту, а затем поражали объект на Земле. Траектория полета ракеты не позволяла противнику вычислить точку прицеливания. Теоретически ракета в полете могла поразить цель в любой момент.

В 1967 году наша страна подписала договор о космосе, в котором обязалась не размещать ядерное оружие на околоземной орбите. Правда, это обязательство не коснулось доставки самого оружия на орбиту. Так что теоретически вместо ядерного заряда наша страна вправе была в этом комплексе использовать доставку на орбиту других видов оружия. В рамках этой программы было разработано три проекта. Один проект - 8К69 - был введен в эксплуатацию. Всего было создано 18 пусковых установок.

Танк на воздушной подушке L-1

В 1934 году инженер Левков разработал невероятный танк L-1 , который в документах обозначался как «Земноводный подлетающий танк». В 1937 году инженер с командой Московского авиационного завода № 84 построил макет танка 1:4. Машина была оснащена двумя авиадвигателями М-25 общей мощностью 1450 л. с., которые поднимали танк над поверхностью на 200-250 мм, что позволяло бронемашине разогнаться до скорости 120 км/час. Башня комплектовалась одним пулеметом калибра 7,62 мм.

К сожалению, проект не получил продолжения. Чем это было вызвано, не известно. Но, по слухам, причиной прекращения финансирования разработки танка на воздушной подушке стало недовольство дизайном одного высокопоставленного чиновника то ли из министерства, то ли из правительства. По другой версии, проект был закрыт в связи со сложностями в надежности конструкции танка.

Царский танк


В 1914-1915 годах Николай Лебеденко разработал Царь-танк, который, по сути, танком и не был. На самом деле эта машина представляла собой гигантский трехколесный бронированный велосипед. Танк оснащался 30-дюймовыми передними колесами и задним колесом для баланса машины.

Этот танк разрабатывался для того, чтобы он мог .

Однако по результатам испытаний Царского танка выяснилось, что он совершенно не предназначен для применения на поле боя. Так, танк во время испытаний показал себя медленной машиной, подверженной разрушениям. Главная проблема заключалась в заднем колесе. Также из-за особенностей формы и размеров танк был прекрасной мишенью для противника. Вдобавок он не имел возможности перевозить защиту. Например, колеса танка не были защищены.

Ядерный бомбардировщик Ту-95ЛА


Гонка вооружений между США и Советским Союзом не заканчивалась на ракетах и космических кораблях. Во времена «холодной войны» гонка вооружений распространилась и на экспериментальные самолеты, которые, по сути, не имели практического применения.

Так, наша страна в ответ на разрабатываемый США атомный бомбардировщик Convair NB-36H Crusader решила создать отечественный самолет Ту-95ЛА. Эта модификация самолета предназначалась для транспортировки ядерных боеприпасов. Самолет обеспечивал транспортировку первых серийных российских ядерных бомб РДС-3, РДС-4 и термоядерных бомб типа РДС-6С (РДС-37). Позднее самолет перевозил более совершенные бомбы новых поколений.

Танк «Штопор»


Во времена «холодной войны» военные инженеры искали способ переброски войск по непроходимым дорогам. Затем российские конструкторы наткнулись на идею зарубежных инженеров использовать для этих целей специальный приводной винт, выполненный в виде штопора. В итоге на свет появился мини-танк, который прозвали «Штопор».

Во время испытаний танк показал потрясающую проходимость по бездорожью. Однако подобное транспортное средство совершенно бесполезно на обычных дорогах или плоской и твердой почве. Также этот танк мог двигаться только вперед и назад и не мог поворачиваться. В том числе танк был невероятно медленным и ненадежным. Тем не менее он вошел в малую серию и поставлялся для нужд армии в арктических районах, где подобное транспортное средство действительно полезно.

Воздушный авианосец: Проект «Звено»


Речь идет о воздушном судне, несущем на себе (внутри - на борту либо снаружи - на внешней подвеске) другую авиатехнику. Вам кажется, что мы говорим о каком-то фантастическом фильме? На самом деле нет. Был в нашей стране и такой проект, который получил название «Звено».

Он предполагал перевозку небольших самолетов более крупным авианосцем. Это позволяло увеличить радиус действия военной авиации.

В рамках проекта «Звено» было построено 10 самолетов на базе огромных бомбардировщиков ТБ-3. Экспериментальные авианосцы были предназначены для перевозки самолетов малых размеров, которые могли стартовать прямо с авианосца.

Примечательно, что эти авианосцы совершили около 30 боевых вылетов на раннем этапе Второй мировой войны.

Экраноплан «КМ» («Лунь»)


Экраноплан «КМ» представляет собой наземное транспортное средство. Удивлены? На самом деле, несмотря на внешний вид, экраноплан не является воздушным судном. Он классифицируется как корабль. Экраноплан «Лунь» был самым большим из многочисленных российских экранопланов, выпускаемых во времена СССР.


Три экраноплана были построены для военных. Эти модификации оснащались мощными противокорабельными ракетами. На вооружение экранопланы встали в 1987 году. В настоящий момент российские инженеры и конструкторы разрабатывают новое поколение этих удивительных наземных транспортных средств.

Длина - 100 метров, вес - 544 т, 10 турбореактивных двигателей.

Летающая подводная лодка Ушакова

Российский инженер Борис Ушаков разработал уникальную подводную лодку, которая могла летать. Или это был самолет, который мог погружаться в воду. Изначально проект начал разрабатываться еще до 1940-х годов, но в 1939 году его свернули. В 1943 году проект был перезапущен в связи с военной необходимостью. Первый прототип появился в 1947 году. Но к тому времени Великая Отечественная война уже закончилась, в результате чего проект так и не дошел до серийного выпуска. Российские военные инженеры сосредоточили свои усилия в других направлениях. Так что мир никогда не увидел летающую подводную лодку. Жаль. Согласитесь, проект был перспективным и потрясающим.

Проект орбитальной платформы «Полюс» / «Скиф» (Космический аппарат «Полюс»)


С развитием системы противоракетной обороны США SDI («Звездные войны») нашей стране пришлось срочно придумывать контрмеры. В итоге был создан прототип орбитальной платформы «Полюс» , оснащенный мегаваттным углекислым лазером.

Планировалось, что «Полюс» будет запущен в 1987 году. Но 15 мая 1987 года при запуске комплекс не вышел на заданную орбиту и упал в Тихий океан.

Далее Михаил Горбачев запретил запускать в космос вооружения. В итоге программа «Полюс» была свернута. Правда, многие компоненты комплекса все-таки пригодились в различных российских космических программах.

Газодинамический тральщик «Прогрев-Т»


Российские инженеры создали во времена СССР на базе платформы танка Т-54 газодинамический тральщик «Прогрев-Т», оснащенный реактивными двигателями МиГ-15. При выхлопе авиационного двигателя газодинамическая струя воздействовала на поверхность дороги, разрушая ее. Благодаря этому саперам удавалось обнаружить мины, скрытые под асфальтом или земляным покровом. Таким образом, «Прогрев-Т» мог бы помочь саперам разминировать минные поля. К сожалению, все это было в теории. В действительности тральщик «Прогрев-Т» весил 37 тонн и был очень уязвим в зоне военных действий из-за отсутствия вооружения и должной бронезащиты.

Лазерный танк 1К17 «Сжатие»


Но из всей техники, которую мы вам представили, наиболее поразительным является секретный дорогой танк 1К17 «Сжатие», оснащенный лазерами. Эта машина была разработана в конце 1980-х годов в качестве мобильной военной лазерной установки, предназначенной во время боевых действий для уничтожения оптического электрооборудования на самолетах, транспортных средствах и ракетах противника.

Наши власти в те годы делали большую ставку на этот танк с лазерными установками. Это был один из самых секретных военных объектов, разрабатываемых нашей страной. Тем не менее нашим спецслужбам не удалось удержать в секрете этот проект. В итоге рабочие рисунки лазерного танка попали на Запад.


Главное в танке, конечно, лазер, работа которого зависела от 30 килограммов дорогих искусственных рубинов, необходимых для фокусировки. Сами понимаете, что, несмотря на применение искусственных рубинов, стоимость лазерного танка была невероятной. Естественно, по этой причине массовое серийное производство танка с лазерным оружием на борту было невозможно.

К сожалению, этот амбициозный проект, который реально пугал спецслужбы всех западных стран (в том числе и США), ждал крах в связи с развалом Советского Союза. В итоге лазерный танк 1К17 «Сжатие»

Как Вторая мировая война повлияла на открытия и достижения

История Нобелевской премии началась с репортерской ошибки

В 1888 году, перепутав шведского химика Альфреда Нобеля с его скончавшимся братом, журналисты опубликовали ложный некролог, на восемь лет "опережающий" реальную смерть ученого. В тексте Нобель, известный современникам как создатель динамита, был назван журналистами "торговцем смертью" и "миллионером на крови". Не пожелав остаться в памяти потомков лишь как автор смертоносного изобретения, в 1895 году химик написал знаменитое завещание, в котором сообщил о решении учредить ежегодную научную премию за изобретения, принесшие человечеству наибольшую пользу.

Во многом благодаря открытиям и изобретениям нобелевских лауреатов в ХХ веке человечество создало одно из самых разрушительных оружий в истории – атомную бомбу. Будучи детищем Второй мировой войны, она тем не менее спустя 70 лет после ее окончания продолжает выступать в качестве сдерживающего фактора и, возможно, предотвращать возникновение новых вооруженных конфликтов мирового масштаба.

Об оборотной стороне нобелевской медали – Манхэттенском проекте, изобретениях и судьбах лауреатов, связанных с самым кровопролитным конфликтом в истории человечества, – в материале ТАСС.

Смертоносная физика – Манхэттенский проект

В качестве одной из основных и наиболее известных версий создания Манхэттенского проекта рассматривается письмо Альберта Эйнштейна президенту США Франклину Делано Рузвельту в августе 1939 года, в котором физик, лауреат Нобелевской премии 1921 года (получивший ее за открытие фотоэффекта, а не за знаменитую теорию относительности) предупреждает о том, что в нацистской Германии идет работа над созданием оружия массового уничтожения

В 1943 году в Соединенных Штатах начала работу Лос-Аламосская национальная лаборатория – засекреченный центр атомных разработок США.

В разные годы в исследованиях, связанных с созданием ядерного оружия, напрямую или косвенно приняли участие около десяти нобелевских лауреатов в области физики.

Вклад некоторых из них состоял исключительно в научных разработках и сведениях. Другие совмещали исследовательскую деятельность с политической – так, физик Энрико Ферми был одним из научных консультантов президента Гарри Трумэна по вопросам использования атомной бомбы в военных целях.

Разработки и расчеты физиков Эдвина Макмиллана и Эрнеста Лоуренса были использованы при создании урановой бомбы "Малыш", сброшенной на Хиросиму 6 августа 1945 года (одна из трех бомб, созданных в стенах лаборатории).

Некоторые из лауреатов отличались неординарным поведением. К примеру, американский физик Ричард Фейнман демонстративно взламывал сейфы коллег по лаборатории и извлекал из них документы, содержащие секретные сведения и чертежи, чтобы показать, что вопросу охраны и безопасности смертоносных разработок уделяется недостаточно внимания.

16 июля 1945 года в обстановке полной секретности в пустынной местности штата Нью-Мексико, в Аламогордо, США произвели первое в истории испытание атомного оружия © Youtube/atomcentral

Стоит отметить, что многие ученые и исследователи, стоявшие у истоков ядерного оружия, выступали против агрессивного применения энергии атома.

Так, один из участников Манхэттенского проекта, датский ученый Нильс Бор (два года работавший в США под псевдонимом Николас Бейкер), лауреат Нобелевской премии по физике 1922 года, по официальным данным, отказавшийся сотрудничать с нацистской Германией в вопросах разработки атомного оружия, после начала ядерных исследований в США обратился с серией посланий к мировым лидерам, в которых предупреждал о разрушительном потенциале подобного вооружения и призывал к полному его запрету. В частности, ученый пытался донести идею об отказе от ядерного оружия до президента США Франклина Рузвельта, а также премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля. Эти попытки не увенчались успехом, а в 1944 году из-за приглашения посетить Советский Союз ученого заподозрили в шпионаже в пользу СССР.

О разработке ядерного оружия позже сожалел и Эйнштейн, подчеркивавший, что у него не было выбора, и разработка бомбы была форсирована событиями в Германии.

Американский физик Исидор Айзек Раби (лауреат 1944 года), говоря об одном из основоположников Манхэттенского проекта, стороннике всесторонних ядерных испытаний Эдварде Теллере, лаконично подчеркивал, что без него "мир был бы лучше".

Против атомного вооружения также выступал советский академик Андрей Сахаров, один из создателей советской водородной бомбы и ядерного щита в СССР, удостоенный Нобелевской премии мира в 1975 году "за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми".

"Нобелевский запрет" в нацистской Германии

Запрет на Нобелевскую премию в Германии начался с ее вручения пацифисту и антифашисту, противнику национал-социализма Карлу фон Осецкому. Выдвижение фон Осецкого в качестве номинанта на премию мира поддерживали многие немецкие вынужденные эмигранты, в том числе Альберт Эйнштейн и писатель Томас Манн.

Но нацистские власти так и не позволили основателю "Германского общества мира" получить награду, продержав его под наблюдением секретной полиции вплоть до самой смерти в 1938 году.

В этом же году от премии по химии вынужден был отказаться немецкий ученый Рихард Кун, в послевоенные годы все же получивший медаль и диплом, но уже без денежной части вознаграждения.

Годом позже от наград под давлением гестапо отказались лауреаты премии по химии Адольф Бутенандт и по медицине Герхард Домагк.

Некоторые ученые ради сохранения премии шли на хитрость.

К примеру, немецкие физики Макс фон Лауэ и Джеймс Франк доверили хранение своих золотых медалей Нильсу Бору, жившему в Дании.

В 1940 году, во время немецкой оккупации Копенгагена, чтобы избежать изъятия наград, один из сотрудников Института Бора, химик Дьердь де Хевеши растворил медали в царской водке, представляющей собой концентрированную смесь азотной и соляной кислот, и поместил раствор в банку.

В таком виде нобелевское золото простояло на полках университета на протяжении всей войны, а после ее окончания было выделено из раствора и передано Шведской королевской академии наук и Нобелевскому фонду, которые повторно переплавили его в медали и вручили их фон Лауэ и Франку.

Венгерский химик, придумавший необычный способ спасти награды, впоследствии сам стал нобелевским лауреатом, получив премию по химии в 1944 году.

Спасительные изобретения времен Второй мировой

Открытием пенициллина - препарата, в годы войны спасшего жизни тысячам раненых солдат, мир обязан британскому бактериологу Александру Флемингу и случайности, связанной с беспорядком в его лаборатории.

В 1928 году, после месяца отсутствия на рабочем месте, Флеминг обнаружил, что в одной из лабораторных чашек выросла колония плесневых грибов, разрушившая бактерии стафилококков вокруг себя. Ученому удалось выделить активное вещество, уничтожившее клетки вируса. Им оказался пенициллин – первый открытый антибиотик.

Научное сообщество не сразу оценило медицинский потенциал открытия. Первые успешные клинические испытания пенициллина, подтвердившие его антисептические свойства, были проведены только спустя 12 лет оксфордскими биохимиками Говардом Флори и Эрнстом Чейном после того, как им удалось получить препарат в чистом виде.

В 1941 году пенициллин был впервые использован для лечения бактериальных инфекций, а первым человеком, которому антибиотик спас жизнь, был 15-летний мальчик, больной заражением крови, ранее не поддававшимся лечению.

Тем не менее из-за скептического отношения властей первой страной, успешно использовавшей пенициллин для нужд армии, стала не Великобритания, в которой он и был изобретен, а США, в 1944-м запустившие производство препарата в промышленных масштабах.

Нобелевскую премию по физиологии и медицине "За открытие пенициллина и его целебного воздействия при различных инфекционных болезнях" Флеминг, Флори и Чейн получили лишь в 1945 году, спустя 17 лет после открытия антибиотика.

Премия мира в военное время

В 1944 году первым лауреатом премии мира после трехлетнего перерыва стал Международный Комитет Красного Креста – общество, основанное швейцарским писателем Анри Дюнаном в 1863 году, после того как он стал очевидцем событий австро-итало-французской войны 1859 года.

МККК является единственным трехкратным обладателем премии мира (в 1917, 1944 и 1963 годах).

В годы Второй мировой сотрудники организации доставляли гуманитарную помощь по всему миру и предоставляли поддержку военнопленным и мирным жителям. В то же время представители комитета позже признали, что период с 1939 по 1945 годы стал самым неудачным в работе МККК, так как организации не удалось оказать необходимую помощь жертвам Холокоста и другим преследуемым группам населения.

В 1945 году лауреатом премии мира стала неоднозначная фигура секретаря госдепартамента США. Корделл Хэлл, получивший премию за активную роль в создании Организации Объединенных Наций, несколькими годами ранее категорически отказался предоставить политическое убежище 930 беженцам-евреям из Германии, запросившим его у Кубы и США. Политик мотивировал свое решение нежеланием ослаблять миграционную политику Соединенных Штатов и незаконностью подобного шага, подчеркнув, что если президент Рузвельт не прислушается к его рекомендациям, то он не поддержит его на предстоящих выборах.

Не менее интересны фигуры политиков, выдвигавшихся, но так и не получивших Нобелевскую награду.

В 1943 году Корделл Хэлл принял участие в Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, на которой присутствовал будущий номинант на Нобелевскую премию мира 1948 года – министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов. Советский политик был известен не только как подписант Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом (пакта Молотова – Риббентропа), но и как один из инициаторов создания антигитлеровской коалиции (на основе которой впоследствии была образована Организация Объединенных Наций).

За вклад в ее формирование на премию мира в 1945 году также выдвигался Максим Литвинов, занимавший пост наркома иностранных дел СССР.

В число советских деятелей – соискателей награды также вошла Александра Коллонтай, в 1930-1945 годах занимавшая пост посла СССР в Швеции. Во время советско-финской войны 1939-1940 годов она сумела предотвратить вступление Швеции в войну против СССР, а в 1944 году дипломат взяла на себя роль посредника в переговорах о выходе Финляндии из войны, которые завершились успехом.

В 1939 году в качестве кандидата на получение Нобелевской премии мира был выдвинут Адольф Гитлер, незадолго до этого признанный в США журналом Time "человеком года" "За распространение демократии по миру". Европейское сообщество предлагало наградить лидера Германии "За установление мира в Европе", в частности за участие в подписании Мюнхенского соглашения 1938 года, закрепившего передачу Судетской области от Чехословакии Германии.

В том же году фюрер третьего рейха был вычеркнут из нобелевских списков - за военную агрессию в отношении Польши, положившую начало Второй мировой войне.

Ранее, в 1935 году, в качестве кандидата на получение премии выдвигался итальянский диктатор Бенито Муссолини, который также был вычеркнут из списков за начало военных действий в отношении Эфиопии. Впоследствии премия была вручена уже упомянутому немецкому оппозиционеру Карлу фон Осецкому.

Также за усилия, приложенные для прекращения Второй мировой войны, и за победу над фашизмом на получение Нобелевской премии мира выдвигались глава СССР Иосиф Сталин (дважды – в 1945, 1948 годах), 32-й президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль.

Как известно, Нобелевская премия мира не была присуждена ни одному из них.

Черчилль получил Нобелевскую награду позже, но уже в качестве писателя.

1">

1">

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

Писатели - о войне и на войне

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1953 году – "За высокое мастерство произведений исторического и биографического характера", в частности за труд "Вторая мировая война".

Исследователи подчеркивают, что награда свидетельствовала скорее о признании политических, нежели литературных талантов Черчилля, ведь одновременно с главой британского правительства на премию претендовали 25 писателей, в том числе Эрнест Хемингуэй.

Хемингуэй получил Нобелевскую премию по литературе годом позже – за знаменитую повесть "Старик и море".

Биография американского писателя содержит множество эпизодов, связанных со Второй мировой войной. Так, в первые годы войны, находясь на Кубе, Хемингуэй следил за немецкими подводными лодками в Карибском море на своем катере "Пилар". Затем участвовал в боевых полетах бомбардировщиков над Германией и оккупированной Францией. Во время высадки союзников в Нормандии писатель возглавил отряд французских партизан и принял участие в прорыве "линии Зигфрида" – наступательной операции войск союзников против немецкой армии, предпринятой для того, чтобы прорваться в Западную Германию.

Хемингуэй был также известен резкой критикой в адрес Муссолини.

Работая корреспондентом в канадском издании Toronto Star, писатель опубликовал едкую заметку, содержащую его впечатления от первой пресс-конференции итальянского диктатора в Лозанне в 1923 году.

Хемингуэй вспоминал о том, как во время встречи с репортерами лидер Италии был демонстративно погружен в сосредоточенное чтение книги, которая, после того как писателю удалось на цыпочках зайти к нему за спину, оказалась французско-английским словарем, который Муссолини держал вверх ногами.

Эрнест Хемингуэй

Приглядитесь к его биографии. Вдумайтесь в компромисс между капиталом и трудом, каким является фашизм, и вспомните историю подобных компромиссов. Приглядитесь к его способности облачать мелкие идеи в пышные слова. К его склонности к дуэлям. По-настоящему храбрым людям незачем драться на дуэли, но это постоянно делают многие трусы, чтобы уверить себя в собственной храбрости. И наконец, взгляните на его черную рубашку и белые гетры. В человеке, носящем белые гетры при черной рубашке, что-то неладно даже с актерской точки зрения

Эрнест Хемингуэй

С 1929 года, после выхода в свет романа "Прощай, оружие!", описывающего отступление итальянской армии в годы Первой мировой войны, книги Хемингуэя находились под официальным запретом в Италии, а позже – и в нацистской Германии.

Множество противников войны и нацистского режима было и среди немецких авторов. В ХХ веке лауреатами Нобелевской премии по литературе в послевоенное время стали четыре писателя, родившиеся и выросшие в Германии.

В 1946 году награды удостаивается Герман Гессе, автор "Степного волка", "Сиддхартхи" и "Игры в бисер", чьи романы с 1942 года были запрещены на территории третьего рейха.

Герман Гессе

Вместо того, чтобы убаюкивать себя политиканским вопросом "кто виноват", каждый народ и даже каждый отдельный человек должен покопаться в себе самом, понять, насколько он сам, из-за своих собственных ошибок, упущений, дурных привычек, виновен в войне и прочих бедах мира, <...> это единственный путь избежать, может быть, следующей войны ("Степной волк")

Герман Гессе

В 1966 году Нобелевская премия по литературе была вручена 75-летней немецкой поэтессе еврейского происхождения Нелли Закс, большая часть семьи которой погибла во время Холокоста.

На церемонии награждения представитель Шведской академии подчеркнул: "Книги Закс рассказывают об ужасной правде, о лагерях массового уничтожения и фабриках смерти, но писательница стоит выше ненависти к истязателям".

В 1972 году премию получает Генрих Белль, принципиальный противник гонки вооружений, пацифист, автор романов "Глазами клоуна" и "Потерянная честь Катарины Блюм".

Считается, что Белль был удостоен награды за выход в свет романа "Групповой портрет с дамой" (1971), в котором писатель попытался воссоздать панораму истории Германии XX века.

Отношение литератора к войне характеризуют строки из известного "Письма сыновьям", написанного незадолго до смерти Белля.

В 1999 году в возрасте 72 лет награды был удостоен Гюнтер Грасс, автор "Жестяного барабана", писатель с неоднозначным прошлым. В 1944 году 17-летний Грасс был зачислен в 10-ю танковую дивизию войск СС, в составе которой участвовал в битве за Берлин в апреле 1945 года. Позже в интервью 2006 года писатель заявлял, что во время службы в военных формированиях СС он не совершал военных преступлений и не сделал "ни единого выстрела".

"Мне было шесть лет, когда Гитлер пришел к власти, когда началась война - 12, когда закончилась - 17, - говорил Грасс. - Я не знал другой идеологии - она была единственной. Организация "Гитлерюгенд" была гениально устроена. С точки зрения восприятия молодого человека все эти палатки, песни у костра были замечательно придуманы... Это, кстати, было и в сталинских молодежных организациях. Это нравилось, и до конца войны, несмотря на очевидные теперь факты и обстоятельства, мы верили, что вот-вот изобретут чудодейственное оружие, которое обеспечит Германии победу".

Статьи по теме