Материально техническое обеспечение производственных процессов. Стандарт материально-технического обеспечения

В управлении народным хозяйством страны важное место занимает организация материально-технического обеспечения (МТО). Она должна обеспечить производство необходимыми материальными ресурсами, осуществлять контроль за их потреблением и использованием. На органы материально-технического снабжения (МТС) возложены задачи по определению потребности страны в различных видах сырья и материалов, оборудования, доведения их до потребителя, размещению заказов и т. д.

Одним из важных условий улучшения использования подвижного состава автомобильного транспорта, повышения его технической готовности является своевременное обеспечение АТП топливом, запасными частями, шинами, гаражным и ремонтным оборудованием. От рационального использования материально-технических средств зависит точное выполнение производственных показателей, ритмичная работа предприятия, повышение производительности труда. Экономичное использование ресурсов, сокращение их расхода снижает себестоимость перевозок.

2.1. Изделия и материалы, используемые автомобильным транспортом

Материально-техническое обеспечение (МТО) автомобильного транспорта, являющееся важным фактором дерева систем технической эксплуатации, представляет собой процесс снабжения автопредприятий подвижным составом, агрегатами, запасными частями, автомобильными тинами, аккумуляторами и материалами, необходимыми для нормальной их работы. Правильная организация МТО играет важную роль в улучшении использования автомобилей посредством поддержа­ния их в исправном состоянии.

Запасные части. На их долю приходится около 70 % номенклатуры изделий и материалов, потребляемых автомобильным транспортом. Номенклатура запасных частей для грузовых и легковых автомобилей, используемых в народном хозяйстве, насчитывает свыше 15 тыс., а для легковых автомобилей населения - около 10 тыс. наименований. Запасные части делятся на: механические детали и узлы, детали и узлы топливной аппаратуры, детали и узлы электрооборудования и приборов, подшипники качения, изделия из стекла, резины, асбеста, войлока и текстиля, пробки, пластмассы, картона и бумаги.

Номенклатурные тетради, по которым АТП заказывают необходимые запасные части, содержат 0,7- 0,8 тыс. наименований запасных частей по каждой модели автомобиля. Следовательно, для обеспечения работоспособности 7-10 моделей автомобилей, что характерно для среднего АТП, необходимо располагать номенклатурой, насчитывающей 5-8 тыс. наименований.

Автомобильные шины и аккумуляторы. Эти виды технических изделий не входят в номенклатуру автомобильных запасных частей, поэтому их распределяют и учитывают отдельно.


В стране выпускается около сотни моделей различных покрышек и соответствующих им камер для шин легковых и грузовых автомобилей, автобусов и прицепов. Номенклатура используемых на автомобилях аккумуляторных батарей насчитывает более 10 наименований.

Горюче-смазочные материалы. Имеющийся парк автомобилей использует около 60 наименований ГСМ, в том числе: бензины четырех марок, дизельные топлива трех марок; два вида газообразного топлива; моторные масла; трансмиссионные масла; пластичные смазки.

Технические жидкости. Общее их число насчитывает около 20 наименований. В зависимости от назначения они подразделяются на: охлаждающие (антифриз марок 40 и 65, тосолы А-40 и А-65); тормозные (БСК, ГТЖ-22М, «Нева»); для гидроподъемных систем; амортизаторные; пусковые.

Лакокрасочные материалы. Для поддержания надлежащего внешнего вида автомобилей и защиты окрашенных поверхностей от коррозии применяются лакокрасочные материалы (лаки, краски, грунтовки, шпатлевки, растворители и т. Д.), насчитывающие более сотни наименований.

Технологическое оборудование . Уборочно-моечное, подъемно-транспортное, смазочно-заправочное, диагностическое, ремонтное и другое оборудование, а также специальный инструмент, применяемый при проведении ТО и ремонта подвижного состава, насчитывают более 200 наименований.

Прочие материалы . Перечень материалов, которые используются для удовлетворения хозяйственных нужд АТП, также достаточно велик. Среди них: металлы; режущий и мерительный инструмент; электротехнические материалы; москательные товары и химикаты; ремонтно-строительные материалы, спецодежда для рабочих.

Таким образом, для обеспечения бесперебойной работы автомобильного транспорта необходимо иметь в наличии несколько тысяч наименований разнообразных изделий и материалов. Работникам МТО, осуществляющим снабжение АТП, необходимо их заблаговременно и в нужном количестве заказать, вовремя получить, правильно распределить и бережно хранить. Именно к этому и сводятся задачи МТО.

2.2. Организация материально-технического обеспечения

Материально-техническое обеспечение представляет сбой планомерный процесс выявления потребности, распределения и доведения средств производства от производителей до потребителей в целях обеспечения непрерывки и ритмичности работы предприятий. Организация материально-технического снабжения на мобильном транспорте имеет ряд особенностей, обусловленных территориальной разобщенностью предприятий и наличием различных видов деятельности, для которых необходимы разнообразные материальные ресурсы в больших размерах и ассортиментах. Автомобильный транспорт - один из самых крупных потребителей топлива, смазочных материалов, металла. Велика номенклатура запасных частей по наименованиям и типоразмерам.

В зависимости от формы движения грузов применяется две формы материально-технического снабжения - транзитная и складская.

При транзитной форме поставщики непосредственно направляют материалы в адрес потребителя без перегрузки. Эта форма применяется при потреблении материалов в больших количествах.

При складской форме материальные ценности завозятся на промежуточные базы, в которых потребители получают материалы мелкими партиями.

Для материально-технического обеспечения автопредприятий запасами элементов для ТО и ТР автомобилей на региональном уровне создаются специальные управления комплектации и производства технического обслуживания (УКПТО), основными задачами которых являются:

♦ обеспечение основного производства ТО и Р автомобилей материалами, новыми и восстановленными запасными частями;

♦ снижение затрат на обеспечение запасными частями путем сокращения уровня запасов, издержек (складирования, транспортирования, ремонта агрегатов, восстановления и приобретения деталей);

♦ повышение производительности труда работы комплекса. УКПТО выполняет следующие функции:

2. Выявляет потребности АТП и других организаций в материалах, запасных частях для ТО и ремонта автомобилей;

3. Уточняет заявки на материально-техническое снабжение;

4. Информирует АТП о выделении фондов и сроках их реализации;

5. Осуществляет поставки новых запасных частей и материалов в АТП, полученных централизованно и децентралізовано;

6. Осуществляет хранение оперативного регионального резерва материалов и запасных частей;

7. Организует ремонт агрегатов по внутренней и внешней кооперации;

8. Организует централизованную доставку материально-технических ресурсов;

9. Выполняет ремонт элементов в собственных цехах и участках;

10. Организует централизованную разборку списанных автомобилей;

11. Осуществляет управление запасными частями, на региональном уровне.


Взаимоотношения между УКПТО и АТП регламентируются договорами и техническими документами. Региональная система управления запасами предназначена для обеспечения в регионе высокого уровня работоспособности подвижного состава автомобильного транспорта путем оперативной доставки необходимых материально-технических ресурсов в случаях:

♦ недостаточного объема производства запасных частей определенной номенклатуры;

♦ появления в эксплуатации массовых однотипных отказов автомобилей;

♦ использования подвижного состава в экстремальных ситуациях;

♦ проведения работ по транспортному обслуживанию в отрыве от основной производственной базы.

Оперативный региональный резерв создается в территориальных производственных объединениях автомобильного транспорта (ТПО AT). Номенклатуру оперативного регионального резерва определяют исходя из уровня обеспеченности и средневзвешенной нормы расхода по каждой позиции. Номенклатура оперативного регионального резерва составляет до 150 единиц.

Объем оперативного регионального резерва на уровне территориального производственного объединения автомобильного транспорта по новым деталям составляет до 20% от нормы на ТО и ТР автомобилей в год в пересчете на парк автомобилей ТПО AT, по капитально отремонтированным узлам и агрегатам - до 15% от годовой программы капитального ремонта. АТП с учетом выделенных фондов составляет планы материально-технического снабжения. План содержит нормы расхода ресурсов на единицу продукции, расчет потребности в ресурсах, размер и сроки поставок, нормы запасов, план завоза ресурсов на склады и объем транспортных поставок, накладные расходы.

Управление расходом эксплуатационных материалов в АТП, направленное на эффективное использование подвижного состава, включает планирование расхода материалов по нормативам, по номенклатуре и количеству, по фактическим затратам, в денежном выражении; получение, хранение и выдачу материалов; учет расхода материалов; оперативное и текущее управление расходом (рис. 2.1).

Очевидно, что хранить все детали, выпускающиеся в качестве запасных частей, непосредственно на АТП не рационально. Это приведет к значительному увеличению суммы запасов, росту складских площадей и, самое главное, к неэффективному использованию запасов – большая их часть останется лежать «мертвым» грузом на АТП. С другой стороны, поскольку выход деталей из строя носит случайный характер, то теоретически в любой момент времени на АТП может понадобиться любая из выпускающихся запасных частей.

Изучение отечественного и зарубежного опытов организации МТО показало, что решается эта сложная задача путем применения складского способа продвижения продукции производственно-технического назначения от изготовителей к потребителям, заключающегося в централизации различных по номенклатуре и объему запасов на складах различных уровней. На складах АТП хранят только самые «ходовые» детали, и запасы их минимальны. На складах следующего уровня хранимая номенклатура шире, а запасы по каждому наименованию больше и т. Д. И, наконец, вся номенклатура запасных частей и самые большие запасы по каждому наименованию деталей хранятся на центральном складе, например, завода-изготовителя данного автомобиля.

Рис. 2.1 Схема управления расходов эксплуатационных материалов

Между складами установлена оперативная связь и по мере необходимости детали нужной номенклатуры со склада высшего уровня передаются на склад низшего уровня, поддерживая тем самым минимальный, необходимый для удовлетворения спроса запас на каждом из них.

Преимуществом складской формы является то, что она создает все необходимые предпосылки для достижения комплектности материально-технического снабжения. Во-первых, АТП в этом случае получают большую часть необходимых деталей не от нескольких поставщиков, а от одного, что дает возможность точно согласовать сроки их поставки. Во-вторых, получение тех или иных видов материальных ценностей относительно независимо от сроков их изготовления заводом-изготовителем, что дает возможность планировать завоз в строгом соответствии с потребностью АТП.

Способ определения номенклатуры и объемов запасных частей, которые следует хранить на каждом складе, и процесс поддержания этих запасов на оптимальном уровне, принято называть управлением запасами. Процесс управления запасами на складах разного уровня осуществляется различными методами. В основу наиболее распространенного положено деление всей номенклатуры запасных частей для каждой модели автомобиля по частоте спроса па группы, например, А, В и С.

Первая группа (детали высокого спроса) включает около 10 % общей номенклатуры запасных частей (100- 150 наименований). Ими удовлетворяется около 85 % заказов потребителей, а стоимость составляет около 70 % стоимости всей номенклатуры. Именно эти детали чаще всего выходят из строя и заменой их на АТП устраняют большую часть неисправностей.

Вторая группа (детали среднего спроса) включает 15 % общей номенклатуры, но ими удовлетворяется только 10 % спроса на запасные части, а стоимость не превышает 20%.

Третья группа (детали редкого спроса) включает 75 % общей номенклатуры (600-700 наименований). Ими удовлетворяется всего 5 % спроса на запасные части, а стоимость не превышает 10 %.

В соответствии с указанным распределением деталей по группам организуется и система обеспечения запасными частями. На АТП (или в непосредственной близости от них) хранят в основном детали группы А, что позволяет оперативно устранять большую часть возникающих отказов. Детали труппы В, которые требуются гораздо реже, хранят на складе более высокого уровня, например районном складе, создав там их минимальный, но достаточный для удовлетворения спроса всех АТП запас. В случае, когда та или другая деталь группы В потребуется АТП, ее можно получить с этого склада.

Тем более нет необходимости хранить на АТП детали группы С. Достаточно сконцентрировать их минимальные запасы на складах высших уровней и, периодически пополняя их, всегда иметь в наличии необходимое количество деталей этой группы.

В связи с колебанием спроса, особенно на низших уровнях системы снабжения, необходимы резервные запасы, превышающие средний спрос в единицу времени. Для определения величины запаса и момента заказа применяются различные методы - от простейших таблиц сароса до сложных экономико-математических расчетов с помощью ЭВМ.

Экономико-математические методы основаны на определении таких оптимальных размеров и периодичности заказа, при которых стоимость получения и хранения одной детали является минимальной. Входными данными для определении размера и периодичности заказа служат: годовая потребность в деталях в стоимостном выражении; издержки, связанные с оформлением и получением заказа; издержки по содержанию единицы запаса.

Если одновременно заказать всю годовую потребность в деталях, то стоимость оформления и доставка заказа будут па единицу заказа минимальные, а затраты, связанные с хранением, максимальные. Например, при годовой потребности в 300 деталей и единовременном их заказе в течение года запас будет изменяться от максимального (рис. 2.2), равного 300, до минимального, равного (за вычетом страхового запаса) нулю. При этом издержки хранения будут определяться средним уровнем запаса, равного 150 деталям.

Если размер заказа сократить в 10 раз (до 30 деталей), то издержки хранения будут определяться новым средним размером - 15 деталей, т. Е. сократятся, а затраты, связанные с оформлением и доставкой заказа, увеличатся (вместо одного - 10 заказов).

Таким образом, опыт организации МТО показал, что в основе рациональной системы снабжения автопредприятий запасными частями и материалами должен лежать принцип управления запасами, а не принцип их распределения.

Рис. 2.2 Регулирование уровня запасов: 1 – максимальный уровень запасов; 2 – средний уровень; 3 – минимальный (резервный) уровень; 4 – нулевой уровень запаса.

2.3. Обеспечение топливно-смазочными материалами и методы их экономии

На долю топлива в общей себестоимости перевозок приходится 15-20%. Поэтому экономия топлива и смазочных материалов (ТСМ) имеет значение как фактор не только снижения себестоимости автомобильных перевозок, но и снижения расхода энергетических ресурсов.

На практике проводится ряд мероприятий, направленных на экономичное расходование ТСМ при транспортировке их со складов, при хранении, раздаче и в процессе работы автомобиля.

ТСМ хранятся в специальных складах АТП или АЗС, куда они доставляются с нефтебаз. При отпуске топлива с нефтебазы выдается паспорт качества на отпускаемую партию. Количество отпускаемого топлива определяется взвешиванием или по объему и удельному весу топлива. Хранение ТСМ осуществляется с обязательным соблюдением правил пожарной безопасности, санитарных правил и техники безопасности.

При хранении жидкого топлива потери возникают от утечки через неплотности соединений, выветривании, испарения через дыхательный клапан, т.е. потери могут быть Количественными и качественными. При раздаче топлива Потери возникают в результате разливания, расплескивания и неправильного замера отпускаемого топлива.

Непременными условиями расходования топлива являются рациональная система нормирования и учета и заинтересованность персонала в экономии топливно-смазочных материалов. Большое влияние на расход топлива оказывают техническое состояние автомобиля, качество проведения ТО и ТР, в первую очередь двигателя, техника вождения автомобиля. Значительное увеличение расхода топлива свидетельствует о наличии серьезных неисправностей в системах и агрегатах автомобиля. Без их устранения автомобили выпускаться на линию не должны. Бороться за экономию топлива можно только на технически исправном автомобиле.

Выдача ТСМ водителю производится в основном по талонам (возможна в денежном выражении) на основании путевого листа. Количество выданного топлива и масла вписывается в путевой лист. Выдача ТСМ для ТО и ТР производится на основании требования. Талоны хранятся в кассе предприятия. Заправщик (техник) получает талоны у кассира и выдает их водителям, последние расписываются в ведомости. Для первичного учета ТСМ в АТП ведется «Книга учета ТСМ и талонов».

Контрольной группе отдела эксплуатации запрещается принимать путевые листы, в которые не внесены сведения о выдаче ТСМ. После обработки путевых листов в отделе эксплуатации они подаются в группу учета ТСМ, где специально ведется учет фактического и нормативного расхода топлива на каждый автомобиль. Техник по учету топлива заполняет на каждый автомобиль учетную карточку, лицевой счет водителя, в которых записывается выполненная транспортная работа, число ездок, расход топлива по норме и факту. Контроль расхода топлива по автомобилю и водителю ведется в литрах, а по АТП в целом - в килограммах.

2.4. Факторы, влияющие на расход запасных частей и материалов

Всю совокупность факторов, определяющих потребность в запасных частях, обычно делят на четыре группы: конструктивные, эксплуатационные, технологические и организационные (рис. 2.3).

В число конструктивных факторов входят уровни надежности, сложности и унификации конструкции. потребность в запасных частях возрастает при снижении надежности автомобилей.

Рис. 2.3 Классификация факторов, влияющих на расход автомобильных запасных частей

Кроме того, расход запасных частей существенно зависит от пробега автомобилей. Как следует из табл. 2.1, накопленные с начала эксплуатации затраты на запасные части при пробеге 250-300 тыс. км в десятки раз больше, чем в начальный период эксплуатации.

По мере увеличения пробега наблюдается расширение в несколько раз номенклатуры запасных частей, расходуемых на поддержание работоспособности автомобилей. Уже на третьем году эксплуатации она в 2-3 раза больше, чем в первый год, что обусловлено выходом из строя большего количества деталей по мере «старения» автомобилей (табл. 2.2).

Наличие на АТП разномарочного парка автомобилей, имеющих различный пробег с начала эксплуатации, а именно это имеет место на практике, значительно осложняет МТО.

Развитие автомобилестроения характеризуется значительным улучшением технико-экономических показателей автомобилей. Достигается это в основном за счет постоянного усложнения конструкции и, следовательно, увеличения номенклатуры конструктивных элементов, что также осложняет МТО.

Одним из основных направлений сокращения темпов роста номенклатуры конструктивных элементов автомобилей является широкая их унификация. Однако этот фактор используется еще не в полной мере - уровень межзаводской унификации не превышает 20 %.

Таблица 2.1 Зависимость накопленных затрат на запасные части от пробега, %

Лекция № 8. Материально-техническое обеспечение организации

1. Понятие МТО: функции, формы

Материально6техническое обеспечение - система организации

обращения и использования средств труда, основных и оборот!

ных фондов предприятия (материалов, сырья, полуфабрикатов,

машин и оборудования). МТО также отвечает и за их распределе!

ние по структурным подразделениям и бизнес!единицам и потре!

бление в производственном процессе.

Исходным моментом является определение потребности орга!

низации в тех или иных производственных фондах, их объеме

и ассортименте на текущий и будущий периоды. В соответствии

с этим система МТО должна отвечать некоторым требованиям.

Во!первых, она направлена на своевременное и полное удовле!

творение потребностей производства. Это обеспечивает непре!

рывность производственного процесса и влияет на его масштабы.

Во!вторых, МТО призвано создавать условия для эффективной

деятельности предприятия, оно нацеливает его на экономиче!

ский ресурс. Кроме того, материально!техническое обеспечение

само по себе способно обеспечить приоритет потребителя в хо!

зяйственном отношении.

Таким образом, система МТО имеет ряд функций, следуя ко!

торым, она поддерживает производительность труда и эффектив!

ность производства:

1) планирование потребности в материальных ресурсах. Это

значит, что МТО на основе имеющихся данных о таких пока!

зателях производства, как материалоемкость и фондоотдача,

определяет оптимальное количество ресурсов, которые необхо!

димы для осуществления одного производственного цикла

и выпуска определенной партии товаров и услуг;

99

2) заготовительная функция. МТО ведет на предприятии опе!

ративно!заготовительные работы в соответствии с планами

потребностей, контролирует процесс заключения договоров,

обрабатывает все «ошибки» производства;

3) хранение заготовленного сырья и материалов, т. е. органи!

зация складского характера. Кроме того, МТО разрабатывает

указания, принципы и инструкции, в соответствии с которыми

хранение и использование запасов должны осуществляться;

4) осуществление учета и строгого контроля над выдачей

сырья и материалов производству и пр.

Материально!техническое обеспечение производства - до!

вольно широкое понятие, поэтому может иметь несколько форм.

1. Поставки готовой продукции, полуфабрикатов и услуг про!

мышленного характера по прямым хозяйственным связям.

2. Оптовая торговля средствами производства, а также изгото!

вленными товарами посредством складов, через сети магазинов

и товарозаготовительные базы.

3. Обменные и заемные операции в случае недостатка ресур!

сов или денежных средств в виде инвестиций.

4. Использование вторичных ресурсов, переработка отходов.

5. Лизинг, который является одним из главных финансовых

инструментов, посредством которого возможны долгосрочные

капиталовложения в переоснащение и модернизацию производ!

ства. Это позволяет создать устойчивую материально!техниче!

скую базу и способствует росту конкурентоспособности выпус!

каемых товаров.

6. Покупка сырья и материалов через товарные биржи, а так!

же осуществление импортных закупок по соответствующим дого!

ворам о партнерстве с иностранными фирмами.

7. Развитие подсобного хозяйства (добыча сырья, изготовле!

ние тары) и осуществление централизованного распределения

материальных ресурсов.

Следовательно, система МТО является необходимым усло!

вием развития производства, поскольку осуществляет общий

контроль над заготовительными и производственными работами,

а также позволяет адекватно оценивать реальные возможности

и резервы фирмы.

100

2. План МТО

План материально!технического обеспечения представляет

собой совокупность документов, в которых отражена и оценена

потребность в материальных ресурсах и предложены варианты

источников удовлетворения данной потребности. Иными слова!

ми, план МТО - это важнейшая часть долгосрочного стратегиче!

ского планирования организации и ее экономического развития.

Исходным моментом планирования является определение струк!

туры потребности, т. е. номенклатуры материальных и природных

ресурсов, которые необходимо приобрести для осуществления

производственного процесса. Сама номенклатура имеет вид спра!

вочника, в котором указаны точные названия, стандарты, размер,

форма и марки каждого вида сырья и материала. Стоимость необхо!

димых для потребления ресурсов определяется планово!заготови!

тельными ценами, состоящими из следующих элементов:

1) цен оптовых поставщиков. Они определяют величину пред!

ложения первичных продавцов - владельцев ресурсов и стои!

мость единицы сырья, по которой сделка купли!продажи мо!

жет быть осуществлена;

2) железнодорожных тарифов, которые играют немаловаж!

ную роль при определении фактической цены приобретаемо!

го сырья. Они также находят свое отражение в конечных ценах

и определяют величину себестоимости доставки;

3) снабженческо!сбытовой организации, которая перекупает

у оптовиков ресурсы по оптовым ценам, затем перепродает их

по завышенным ценам. В них она включает стоимость соб!

ственных услуг посредничества. Таким образом, ее прибыль

составляет разницу между оптовой ценой ресурсов и ее соб!

ственной;

4) издержек по таре, которые включают все денежные затра!

ты, связанные с упаковкой;

5) расходов по доставке на предприятие - это денежные

средства, которые организация оплачивает за доставку непо!

средственно на склад предприятия или непосредственно в его

подразделения (цеха) для последующей обработки.

Таким образом, можно сказать, что планово!заготовительные

цены включают в себя все расходы организации по покупке и до!

101

ставке запланированного объема необходимых ресурсов. В соответ!

ствии с этим номенклатура сырья и материалов также дополняется

данными об их планово!заготовительных ценах и приобретает вид

номенклатуры!ценника, т. е. содержит не только виды материа!

лов, но и их фактическую стоимость. Номенклатура6ценник - на!

иболее полный документ предстоящих расходов. Благодаря его

наличию организация соотносит необходимое с возможным

и определяет ту величину сырья и материалов, которая сможет

удовлетворить потребности производства и в то же время будет

оптимальной по цене. Условиями разработки обоснованных пла!

нов материально!технического обеспечения являются прогрес!

сивные нормы расхода сырья и топлива. Норма расхода оборот!

ных средств - это наибольшая цена, ее максимально допустимая

величина, которая устанавливается в соответствии с определен!

ными производственными условиями материальных затрат на

производство единицы продукции.

Существует несколько классификаций планов МТО.

1. По длительности планового периода:

1) текущие планы, которые составляются на ближайшее время;

2) перспективные, которые организация планирует осу!

ществить в будущем в зависимости от сложившейся на произ!

водстве ситуации.

2. По стадии разработки:

1) предварительные планы - разрабатываются в соответствии

с экономическими и производственными ожиданиями;

2) окончательные планы - определяются путем изменения

предварительных с учетом динамики цен и общей экономиче!

ской ситуации в стране.

3. По масштабу действия:

1) планы предприятий;

2) планы структурных подразделений, цехов.

3. Методы определения потребности в МТО

Материально6техническое обеспечение - это способ контроля

и распределения ресурсов в процессе производства. Посредством

системы МТО предприятие осуществляет покупку и расход сырья

и материалов для производства наиболее рациональным спосо!

102

бом. Для этого ведется учет данных текущего потребления, в со!

ответствии с чем составляются планы на долгосрочный период.

Это позволяет грамотно расходовать бюджет организации, по!

скольку сокращаются производственные издержки.

Само по себе материально!техническое обеспечение одной из

своих задач имеет покупку необходимых предприятию мате!

риальных ресурсов, а также их централизованное распределение

по производственным подразделениям - цехам, где они прохо!

дят дальнейшую обработку. Посредством этого, определяя струк!

туру собственной потребности в факторах производства, органи!

зация делает вывод о том, насколько необходимо наличие МТО.

Потребность и необходимость создания системы МТО для

осуществления хозяйственных и производственных функций мо!

гут быть определены следующими методами.

1. Нормативный. Данный метод основан на применении про!

грессивных и технически обоснованных норм расхода. Таким об!

разом,

Р м = Н р x V,

где Р м - существующая потребность в сырье и материалах;

Н р - норма расхода;

V - объем производства товаров и услуг.

Таким образом, потребность в ресурсах находится в прямой

зависимости от масштабов производства. Норма расхода устанав!

ливается каждым предприятием в отдельности на основе данных

о его финансовой стабильности и развитости. В любом случае

фирма, минимизирующая издержки, всегда стремится устано!

вить минимальную величину расхода ресурсов, которая опреде!

ляет максимальную цену, которую организация готова заплатить

за производство единицы продукции.

2. Статистический метод - метод динамичных коэффициен!

тов. Здесь в расчет берутся данные о расходе материалов, который

был произведен в предыдущем периоде, в соответствии с чем

необходимость в МТО определяется через учет фактического по!

требления и его изменения по отношению к будущему периоду.

Р м = Р ф x К пр x К н ,

где Р ф - фактическое потребление ресурсов в процессе произ!

водства в текущем периоде;

103

К пр - коэффициент, показывающий изменение плана на бу!

дущее потребление по сравнению с предыдущим;

К н - коэффициент, который характеризует снижение норм

расхода на перспективу, т. е. он рассчитывается на будущий

период.

Данный метод определения потребности в МТО применяется

исключительно в том случае, когда необходимо точно рассчитать

потребность в материалах при массовом производстве и продук!

ции широкой номенклатуры, а расход сам по себе незначителен.

3. Метод прогнозирования основан на изучении статистиче!

ских рядов потребления материальных ресурсов за определенный

промежуток времени (несколько лет или месяцев) и их динамич!

ности. Это позволяет создать практико!математическую модель

изменения потребности, посредством которой составляется

прогноз потребления.

Следовательно, выбор одного из вышеперечисленных методов

зависит исключительно от направления и структуры расходова!

ния сырья и материалов при производстве определенного набора

благ, а также от периода, на который осуществляется планирова!

ние, типа материала, его качества, обмена и характера.

4. Организация оперативной работы по МТО

Оперативная работа по материально!техническому обеспече!

нию включает несколько элементов. Во!первых, она подразуме!

вает получение и учет фондовых извещений на центрально!рас!

пределяемую продукцию. Это характерно главным образом для

государственных предприятий. Во!вторых, посредством МТО орга!

низация составляет заказы на получение материалов от поставщи!

ков факторов производства, заключает с ними соответствующие до!

говоры на поставку и осуществляет контроль за их исполнением.

Кроме того, к оперативной работе относятся специфицирование

производственных фондов и выбор форм поставок. Специфици!

рование представляет собой определение потребности предприя!

тия в материалах и сырье по номенклатуре!ценнику, в котором

все материальные ресурсы распределены по типам, профилям,

размерам и другим детальным характеристикам. Таким образом,

104

оптимальная структура и объем поставок определяются именно

посредством специфицирования.

Существуют следующие виды поставок сырья и материалов

и других необходимых производственных фондов.

1. Транзитная, или прямая. При такой форме поставки мате!

риальные ресурсы в соответствии с потребностями в них пред!

приятия поступают к потребителю прямо от изготовителя или

владельца факторов производства. Здесь нет никаких посредни!

ков, поэтому отношения «продавец - покупатель» характери!

зуются прямыми хозяйственными связями. Положительным ас!

пектом здесь является то, что процесс поставки значительно

ускоряется, укрепляются хозяйственные связи, отсутствуют про!

межуточные (посреднические) операции, и, как следствие, со!

кращаются транзакционные издержки. Такая форма поставки це!

лесообразна при больших объемах потребления на постоянной

основе.

2. Складская поставка более удобна в том случае, когда сырье

и материалы потребляются в небольшом количестве. Материаль!

ные ресурсы первоначально закупаются по оптовым ценам по!

средниками, поступают на склады, а затем продаются конечному

потребителю. При этом производственные запасы снижаются,

а оборачиваемость оборотных средств растет. Кроме того, пред!

приятия получают возможность завозить материалы в удобное

для них время и в нужном количестве, которое будет соответство!

вать норме потребности. В свою очередь, поставщики!посредни!

ки могут заблаговременно подготовить груз к транспортировке,

что позволяет доставить его по первому требованию организации.

Однако сами потребители несут дополнительные расходы за ус!

луги посреднических организаций - так называемые складские

наценки. Поэтому при всех плюсах данной формы поставки она

значительно увеличивает общие издержки производства.

В оперативную работу МТО, помимо всего вышеперечислен!

ного, входит количественный и качественный прием нужных ма!

териалов, а также процесс организации снабжения ими производ!

ственных подразделений - цехов. Управление доставкой ресурсов

в цеха основано на соответствии лимитам и планам!графикам.

Лимит - строго ограниченное количество (минимум или макси!

105

мум) материалов, которые могут быть доставлены непосредствен!

но на производство за определенный период времени. Соответ!

ственно, доставка материалов в цех может быть осуществлена

двумя способами:

1) децентрализованным. Иными словами, цеха сами получают

и вывозят сырье с производственного склада цеховым транс!

портом. Данный способ, как правило, характерен для пред!

приятий, осуществляющих индивидуальное или мелкосерий!

ное производство;

2) централизованным, который больше подходит для предприя!

тий, нацеленных на массовое производство. Склады по графику

подают цехам требующиеся в определенном количестве мате!

риальные ресурсы. Это дает возможность заранее подготовить!

ся к доставке и позволяет более целесообразно использовать

рабочий транспорт и вспомогательные рабочие предприятия,

которые непосредственно и занимаются развозкой сырья по

цехам. Кроме того, посредством централизованной доставки

система учета и контроля за прохождением сырья и материа!

лов от центрального склада до рабочего места значительно

упрощается.

Таким образом, каждое предприятие выбирает оптимальные

для себя способы покупки и доставки фондов на производство

и делает это на основе специализации и масштабов производства.

Задачи и содержание материально-технического обеспечения. Для того чтобы нормально, бесперебойно работать, каждое предприятие должно своевременно получать необходимые ему материалы, топливо, энергию в том составе и количестве, которые нужны для ведения процесса производства. Эти материальные и энергетические ресурсы должны быть рационально использованы, чтобы увеличить выпуск продукции при том же количестве выделенных материалов и топлива и снизить ее себестоимость.

Предприятие на основе изучения конъюнктуры рынка, возможностей потенциальных партнеров, информации о движении цен организует материально-техническое обеспечение собственного производства и капитального строительства на основе приобретения ресурсов на рынке товаров и услуг. Следовательно, для бесперебойного функционирования производства необходимо хорошо налаженное материально-техническое обеспечение (МТО), которое на предприятиях осуществляется через органы материально-технического снабжения (МТС).

Основными задачами материально-технического снабжения производства являются:

1. обеспечение предприятия всеми необходимыми материальными ресурсами;

2. снижение запасов материалов до минимально необходимых размеров;

3. сокращение расходов на приобретение и доставку ресурсов.

Характерными видами деятельности служб материально-технического снабжения являются: классификация и индексация материалов, нормирование расходов и запасов материалов, определение потребности предприятия в материалах, организация складского хозяйства и системы обеспечения цехов средствами производства. МТО также отвечает за распределение средств труда, основных и оборотных фондов предприятия (материалов, сырья, полуфабрикатов, машин и оборудования) по структурным подразделениям и бизнес-единицам и их потреблением в производственном процессе.

Исходным моментом является определение потребности организации в тех или иных производственных фондах, их объеме и ассортименте на текущий и будущий периоды. В соответствии с этим система МТО должна отвечать некоторым требованиям:

Во-первых, она направлена на своевременное и полное удовлетворение потребностей производства. Это обеспечивает непрерывность производственного процесса и влияет на его масштабы;

Во-вторых, МТО призвано создавать условия для эффективной деятельности предприятия, оно нацеливает его на экономический ресурс.

Кроме того, материально-техническое обеспечение само по себе способно обеспечить приоритет потребителя в хозяйственном отношении.

1. Планирование , которое предполагает:

· изучение внешней и внутренней среды предприятия, а также рынка отдельных товаров;

· прогнозирование и определение потребности всех видов материальных ресурсов, планирование оптимальных хозяйственных связей;

· оптимизацию производственных запасов;

· планирование потребности материалов и установление их лимита на отпуск цехам;

· оперативное планирование снабжения.

2. Организация , которая включает:

· сбор информации о потребной продукции, участие в ярмарках, выставках-продажах, аукционах и т. п;

· анализ всех источников удовлетворения потребности в материальных ресурсах с целью выбора наиболее оптимального;

· заключение с поставщиками хозяйственных договоров на поставку продукции;

· получение и организацию завоза реальных ресурсов;

· организацию складского хозяйства, входящего в состав органов снабжения;

· обеспечение цехов, участков, рабочих мест необходимыми материальными ресурсами;

3. Контроль и координация работы , в состав которых входят:

· контроль за выполнением договорных обязательств поставщиков, выполнение ими сроков поставки продукции;

· контроль за расходованием материальных ресурсов в производстве;

· входной контроль за качеством и комплектностью поступающих материальных ресурсов;

· контроль за производственными запасами;

· выдвижение претензий поставщикам и транспортным организациям;

· анализ действенности снабженческой службы, разработка мероприятий по координации снабженческой деятельностью и повышение ее эффективности.

Материально-техническое обеспечение производства – довольно широкое понятие, поэтому может иметь несколько форм.

1. Поставки готовой продукции, полуфабрикатов и услуг промышленного характера по прямым хозяйственным связям.

2. Оптовая торговля средствами производства, а также изготовленными товарами посредством складов, через сети магазинов и товарозаготовительные базы.

3. Обменные и заемные операции в случае недостатка ресурсов или денежных средств в виде инвестиций.

4. Использование вторичных ресурсов, переработка отходов.

5. Лизинг, который является одним из главных финансовых инструментов, посредством которого возможны долгосрочные капиталовложения в переоснащение и модернизацию производства. Это позволяет создать устойчивую материально-техническую базу и способствует росту конкурентоспособности выпускаемых товаров.

6. Покупка сырья и материалов через товарные биржи, а также осуществление импортных закупок по соответствующим договорам о партнерстве с иностранными фирмами.

7. Развитие подсобного хозяйства (добыча сырья, изготовление тары) и осуществление централизованного распределения материальных ресурсов.

Следовательно, система МТО является необходимым условием развития производства, поскольку осуществляет общий контроль над заготовительными и производственными работами, а также позволяет адекватно оценивать реальные возможности и резервы фирмы.

Структура материально-технического снабжения (МТС) . Организационное построение, характер и методы работы служб снабжения на предприятиях отмечаются своеобразием. Выбор типа структуры органов снабжения зависит от объемов, типов, специализации производства, материалоемкости продукции, территориального размещения предприятия, различных условий, требующих соответствующего разграничения функций.

На предприятиях, потребляющих малые объемы материальных ресурсов в ограниченной номенклатуре, функции снабжения возлагаются на небольшие группы или отдельных работников хозяйственного отдела предприятия.

На средних и крупных предприятиях функцию материально-технического снабжения выполняют специальные отделы или управления материально-технического снабжения (ОМТС, УМТС).

Органы снабжения могут быть построены по функциональному, материальному или смешанному признаку.

функциональному признаку каждая функция снабжения (планирование, заготовка, хранение, отпуск материалов) выполняется отдельной группой работников.

При построении снабженческих органов по материальному признаку определенные группы работников выполняют все функции снабжения по конкретному виду материалов.

При смешанной структуре наряду с товарными в состав отдела снабжения входят функциональные подразделения. Смешанная структура является наиболее рациональной, способствующая повышению ответственности работников, улучшению материально-технического обеспечения производства.

К функциональным подразделениям относятся:

Плановое бюро (группа) выполняет функции по анализу окружающей среды и рыночным исследованиям, определению потребности в материальных ресурсах, оптимизации рыночного поведения по наиболее выгодному обеспечению, формированию нормативной базы, разработке планов снабжения и анализу их выполнения, контролю за выполнением поставщиками договорных обязательств.

Товарное бюро (группа) выполняет комплекс планово-оперативных функций по обеспечению производства конкретными видами материальных ресурсов, планированию, учету, завозу, хранению и отпуску материала в производство, т.е. регулирует работу материальных складов.

Диспетчерское бюро (группа) выполняет оперативное регулирование и контроль за выполнением плана снабжения предприятия и цехов сырьем и материалами, устраняет неполадки, возникающие в ходе снабжения производства, контролирует и регулирует ход поставок материалов на предприятие.

Бюро (группа) внешней кооперации , которые обеспечивают производство полуфабрикатами (заготовками, деталями, узлами). Они также могут строиться по функциональному или товарному признаку.

На крупных предприятиях кроме отдела материально-технического снабжения как самостоятельное функциональное подразделение может создаваться отдел внешней кооперации .

Для осуществления технического перевооружения и реконструкции производства предприятие создает отделы оборудования, которые обычно входят в состав капитального строительства.

Планирование потребности в материалах и нормирование запасов . План материально-технического обеспечения представляет собой совокупность документов, в которых отражена и оценена потребность в материальных ресурсах и предложены варианты источников удовлетворения данной потребности. Иными словами, план МТО – это важнейшая часть долгосрочного стратегического планирования организации и ее экономического развития. Исходным моментом планирования является определение структуры потребности, т.е. номенклатуры материальных и природных ресурсов, которые необходимо приобрести для осуществления производственного процесса. Сама номенклатура имеет вид справочника, в котором указаны точные названия, стандарты, размер, форма и марки каждого вида сырья и материала.

В практике работы по нормированию расхода материалов в зависимости от степени детализации норм различаются индивидуальные и групповые нормы.

Под индивидуальными нормами понимаются показатели удельного расхода материалов, устанавливающие максимально допустимую их затрату на единицу конкретной продукции, выпускаемой на определенном предприятии. Эта норма учитывает индивидуальные особенности данного изделия, условия его производства, которые характерны для предприятия в течение данного планового периода.

Под групповыми нормами понимаются показатели удельного расхода материалов, топлива, энергии, устанавливаемые обычно по укрупненной (видовой) номенклатуре этих ресурсов (например, в целом по сортовому прокату, стальному листу и т. п.) в расчете на группу однотипных видов продукции или однородных работ, выполняемых разными предприятиями. Такие нормы нередко имеют общеотраслевой характер, например: расход топлива на выработку 1000 кВт-ч электроэнергии по ряду электростанций, расход материалов на тонну чугуна по заводам черной металлургии и т.п.

Потребность в материалах складывается из необходимого их количества:

1. на выпуск готовой продукции;

2. на выпуск запасных частей;

3. на пополнение незавершенного производства;

4. на обеспечение вспомогательных хозяйств и служб предприятия.

Потребность в материалах для осуществления хозяйственных и производственных функций может быть определена следующими методами.

1. Нормативный . Данный метод основан на применении прогрессивных и технически обоснованных норм расхода. Потребность в материале j- го типоразмера на выпуск основной продукции определяется по формуле

где К – число наименований выпускаемых предприятием изделий;

N i – число выпускаемых изделий i -го наименования;

A ij – норма расхода материала j- го типоразмера на одно изделие i -го наименования.

Потребность в материале на выпуск запасных частей рассчитывается аналогично, исходя из годовой программы выпуска запасных частей и подетальных норм расхода.

Потребность в материалах на пополнение незавершенного производства определяют исходя из необходимости восстановления объема незавершенного производства до нормативного уровня.

Потребность в материалах для вспомогательных хозяйств и служб определяют исходя из норм расхода и объема выполняемых работ.

Таким образом, потребность в ресурсах находится в прямой зависимости от масштабов производства.

2. Статистический метод – метод динамичных коэффициентов. Здесь в расчет берутся данные о расходе материалов, который был произведен в предыдущем периоде, в соответствии с чем необходимость в МТО определяется через учет фактического потребления и его изменения по отношению к будущему периоду. Данный метод определения потребности в МТО применяется исключительно в том случае, когда необходимо точно рассчитать потребность в материалах при массовом производстве и продукции широкой номенклатуры, а расход сам по себе незначителен.

3. Метод прогнозирования основан на изучении статистических рядов потребления материальных ресурсов за определенный промежуток времени (несколько лет или месяцев) и их динамичности. Это позволяет создать практико-математическую модель изменения потребности, посредством которой составляется прогноз потребления.

Следовательно, выбор одного из вышеперечисленных методов зависит исключительно от направления и структуры расходования сырья и материалов при производстве определенного набора благ, а также от периода, на который осуществляется планирование, типа материала, его качества, обмена и характера.

Помимо непосредственной потребности в материалах для текущей деятельности предприятия, необходимо постоянно иметь некоторое количество их в виде запасов. Нормируя запасы, следует учитывать, что чрезмерное сокращение их может повлечь за собой перебои в работе предприятия, а необоснованное увеличение - вызвать омертвление оборотных средств и выключить из системы обращения материалы, необходимые другим участкам народного хозяйства.

На основе норм расхода устанавливаются нормы производственных запасов , которые нужны для обеспечения непрерывности и ритмичности производства. Запасы определяют для каждого вида материальных ресурсов в натуральном (масса, количество), относительном (в днях) и денежном выражениях.

Величина запаса должна обеспечивать предприятию устойчивую, стабильную работу в течение определенного времени и при этом не оказывать ощутимого воздействия на оборачиваемость вложенных в них оборотных средств.

Под нормой запаса материалов понимается их минимальное количество, необходимое для обеспечения текущей потребности производства при установленной схеме завоза материалов, режиме их расходования и запуска в производство.

Запас материалов в момент их поставки определяется следующей формулой:

3 1 = (С + Р) * Д ,

где: З 1 - запас материалов в момент их поставки;

С - срок возобновления запаса в днях, включая интервал поставки в днях и время на разгрузку, сортировку и приемку;

Р - количество дней гарантийного (страхового) запаса;

Д - среднедневная потребность в материалах.

Этой формулой определяется нормальный запас материалов, включаемый в план материально-технического снабжения. Однако эта формула приемлема только в тех случаях, когда поставки и потребление данного вида материалов происходят равномерно.

По мере потребления этот запас сокращается, и накануне дня получения новой партии материалов он должен быть равен гарантийному запасу.

Запасы подразделяются на текущие, подготовительные и гарантийные (страховые).

Текущий запас материалов равен размеру партии поставки. Он равномерно уменьшается по мере потребления в производстве.

Подготовительный запас определяется в зависимости от времени подготовки материала и его потребности к использованию в производстве.

Страховой запас определяется исходя из среднесуточного расхода материала и средней величины отклонений от установленных сроков поставки в днях.

Максимальный запас равен сумме всех видов запасов материала в момент поступления очередного заказа.

В ряде отраслей промышленности создаются еще и сезонные запасы. Они образуются на предприятиях, где сырье поступает главным образом в отдельные периоды года (поступление рыбы в период путины, сахарной свеклы в период сбора урожая, леса в период сплава и т. д.). Размер сезонного запаса определяется в зависимости от периода времени, на который должен быть создан запас, и среднесуточного потребления материалов в течение сезона.

Лимит – строго ограниченное количество (минимум или максимум) материалов, которые могут быть доставлены непосредственно на производство за определенный период времени.

Формы обеспечения предприятия ресурсами и факторы улучшения их использования. Все организационные и технические операции по приобретению необходимых материально-технических ресурсов представляют коммерческую деятельность предприятия. Такая деятельность учитывает соотношение между спросом и предложением, виды и уровень рыночных цен, размеры наценок на услуги снабженческо-сбытовых организаций.

Обеспечение предприятия материально-техническими ресурсами включает:

Определение текущей и перспективной потребности во всех видах материальных ресурсов;

Поиск наиболее выгодных поставщиков и заключение с ними договоров;

Организацию доставки сырья и материалов на предприятие;

Входной контроль их качества;

Приемку и хранение на складах;

Подготовку материалов к производственному потреблению, учет и контроль за экономным расходованием материально-технических ресурсов.

К основным источникам обеспечения предприятия ресурсами относятся:

1. товарно-сырьевые биржи - особый вид постоянно-действующего оптового рынка материально-технических ресурсов со свободным. Характерными чертами товарной биржи являются: осуществление купли-продажи не товаров, а контрактов на их поставку; свободная купля и продажа контрактов, единые биржевые правила торгов. На открытых товарных биржах участие принимают свободные посетители, на закрытых - участвуют только биржевые посредники;

2. прямые связи с предприятиями-изготовителями - применяются при условии регулярного стабильного потребления ресурсов в объемах, соответствующих транзитным нормам поставки;

3. аукционы, конкурсы - продажа с публичного торга осуществляется на основе конкурса покупателей, при котором товары предварительно выставляют для осмотра;

4. ярмарки - крупный периодический рынок, доступный всем отраслям, предприятиям, организованный в определенном месте и времени для оптовой продажи и закупки товаров по выставленным образцам. Они бывают сезонные, универсальные, межгосударственные, отраслевые, региональные;

5. бартерные сделки - безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами, оформляемый единым договором (контрактом);

6. клиринг - система безналичных расчетов за товары, основанная на взаимном зачете встречных требований и обязательств;

7. собственное производство.

В рыночных условиях материально-техническое обеспечение производства осуществляется преимущественно на основе свободной купли-продажи материальных ресурсов с использованием механизма оптовой торговли.

Оптовая торговля - это способ реализации продукции (товаров) в больших количествах (оптом) для обеспечения производственного потребления или с целью последующей перепродажи. Оптовая торговля организуется по прямым договорам между изготовителями и потребителями, а также по договорам с посредниками.

Существуют следующие формы снабжения предприятия ресурсами:

1. Транзитная, или прямая . При такой форме поставки материальные ресурсы в соответствии с потребностями в них предприятия поступают к потребителю прямо от изготовителя или владельца факторов производства. Здесь нет никаких посредников, поэтому отношения «продавец – покупатель» характеризуются прямыми хозяйственными связями. Положительным аспектом здесь является то, что процесс поставки значительно ускоряется, укрепляются хозяйственные связи, отсутствуют промежуточные (посреднические) операции, и, как следствие, сокращаются транзакционные издержки. Такая форма поставки целесообразна при больших объемах потребления на постоянной основе.

2. Складская поставка более удобна в том случае, когда сырье и материалы потребляются в небольшом количестве. Материальные ресурсы первоначально закупаются по оптовым ценам посредниками, поступают на склады, а затем продаются конечному потребителю. При этом производственные запасы снижаются, а оборачиваемость оборотных средств растет. Кроме того, предприятия получают возможность завозить материалы в удобное для них время и в нужном количестве, которое будет соответствовать норме потребности. В свою очередь, поставщики-посредники могут заблаговременно подготовить груз к транспортировке, что позволяет доставить его по первому требованию организации. Однако сами потребители несут дополнительные расходы за услуги посреднических организаций – так называемые складские наценки. Поэтому при всех плюсах данной формы поставки она значительно увеличивает общие издержки производства.

Помимо закупок, одним из важных источников получения материалов является мобилизация внутренних ресурсов предприятия. К внутренним ресурсам относятся отходы, которые возникли в предшествующем периоде и могут быть использованы для производства, а также созданные ранее сверхнормативные запасы материалов.

Основными факторами улучшения использования ресурсов являются:

1. применение научно обоснованных подходов к организации процессов движения материальных ресурсов;

2. оптимизация формирования и использования ресурсов;

3. совершенствование конструкции выпускаемой продукции;

4. совершенствование технологии изготовления продукции;

5. применение материалов с заранее заданными свойствами;

6. применение оптимальных форм и методов обеспечения ресурсами;

7. стимулирование улучшения использования ресурсов.

Система MRP (Material Requirements Planning) . MRP-система применяется при работе с материалами, компонентами, полуфабрикатами и их частями, спрос на который зависит от спроса на специфическую готовую продукцию, т. е. спрос на исходные материальные ресурсы сильно зависит от спроса потребителей на конечную продукцию. Также MRP-система может работать с широкой номенклатурой материальных ресурсов.

Основная идея MRP систем состоит в том, что любая учетная единица материалов или комплектующих, необходимых для производства изделия, должна быть в наличии в нужное время и в нужном количестве.

Основным преимуществом MRP систем является формирование последовательности производственных операций с материалами и комплектующими, обеспечивающей своевременное изготовление узлов (полуфабрикатов) для реализации основного производственного плана по выпуску готовой продукции.

Методология MRP разработана применительно к массовому производству и служит для реализации следующих целей.

На организацию транспортного, ветеринарно-санитарного обеспечения и бытового обслуживания войск (сил).

МТО является составной частью всестороннего обеспечения Вооруженных Сил. Оно организуется и осуществляется во всех видах операций (боевых действий) и повседневной деятельности войск (сил).

Целью является бесперебойное удовлетворение потребностей войск (сил) в необходимых видах материальных средств и поддержание вооружения и военной техники в готовности к боевому применению (использованию по назначению).

Состав единой системы МТО ВС РФ

Бригады мто (по количеству армий).

Железнодорожные войска.

Складская инфраструктура, комплексные базы МТО (филиалы), арсеналы, склады, базы ракетно-артиллерийского вооружения, автомобильного и бронетанкового имущества.

Ветеринарно-эпизоотические отряды, центры ветеринарно-санитарной экспертизы и лабораторной диагностики.

Ремонтные мастерские, лаборатории службы горючего.

Органы ВОСО (военных сообщений).

Другие подразделения и организации материально-технического обеспечения, предназначенные для всестороннего МТО бригад.

Современное состояние организации МТО войск и направления его совершенствования

Заключается в выполнении следующих мероприятий:

-принятие (уточнение) решения на МТО и его планирование;

-проведение тыловой и технической разведки;

-подготовка, построение и применение всех сил и средств МТО

Бесперебойное обеспечение войск (сил) вооружением, военной техникой, ракетами, боеприпасами, военно-техническим имуществом и другими материальными средствами;

Комплексное использование всех видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного и трубопроводного)

-эксплуатация и восстановление вооружения и военной техники;

Защита, оборона, охрана и маскировка соединений, частей и организаций материально-технического обеспечения;



Развертывание системы управления и управление материально-техническим обеспечением войск (сил) в операции (боевых действиях);

Организаторы:

в военном округе – заместитель командующего войсками военного округа по МТО;

В армии – заместитель командующего войсками армии по МТО

в бригаде – заместитель командира бригады по МТО;

В батальоне (дивизионе) – заместитель командира батальона по МТО

направления его совершенствования:

в состав подразделений подвоза должны быть включены современная и перспективная модернизированная техника повышенной грузоподъемности, перспективные комплекты технических средств в целях мобильности и обеспечения автономности;

Создание собственной системы материально-технического обеспечения войск, включенной в состав частей и подразделений тактического звена;

-принципиальное изменение схем материального обеспечения как в мирное, так и в военное время;

-внедрение совершенно новой схемы обеспечения горючим;

Организация передачи на аутсорсинг функций обеспечения.

4. Термины, понятия и определения МТО войск (МТО, материальные средства, виды МТО, специальные виды МТО)

МТО - представляет собой комплекс мероприятий направленных:

на своевременное и полное удовлетворение потребностей войск (сил) в различных видах материальных средств и создание (накопление) их запасов;

на обеспечение надежной эксплуатации и восстановления вооружения и военной техники;

на поддержание в исправном состоянии и развитие обеспечивающей инженерно-технической инфраструктуры аэродромной сети;

Виды МТО

материальное; транспортное; ракетно-техническое;

артиллерийско-техническое; танкотехническое;

автотехническое; инженерно-техническое;

техническое обеспечение РХБ защиты; техническое обеспечение связи и АСУ;

техническое обеспечение по службам материального обеспечения;



метрологическое обеспечение;

ветеринарно-санитарное;

квартирно-эксплуатационное;

Финансовое.

Специальные виды :

Ракетно-артиллерийское, инженерно-ракетное, инженерно-аэродромное, аэродромно-техническое, инженерно-авиационное, электромеханическое, инженерно-космическое, железнодорожно-техническое, инженерно-радиоэлектронное,

Организуется и осуществляется с целью своевременного и полного удовлетворения потребностей войск (сил) в вооружении и военной технике, ракетах, боеприпасах, взрывчатых веществах, ракетном топливе и горючем, средствах защиты личного состава и ведения РХБ разведки, продовольствии, вещевом, авиационно-техническом, инженерно-аэродромном, шкиперском, инженерном, бронетанковом автомобильном, ветеринарно-санитарным, квартирном имуществе и других видах материальных средств.

Задачи:

определение потребности в материальных средствах на операцию (боевые действия);

истребование, получение (прием) и создание в войсках (силах) установленных запасов материальных средств; обеспечение сохранности материальных средств;

организация учета и отчетности при хранении и расходовании материальных средств;

организация и контроль законности расходования материальных средств и доведения их до потребителей; планирование и обеспечение своевременного восполнения расхода и потерь запасов;

подвоз материальных средств войскам (силам);

Является одной из составляющих системы мто войск, и представляет собой комплекс мер и мероприятий, направленных на решение задач технической направленности обеспечения войск транспортом, вооружением, военной техникой, ракетами, боеприпасами и военно-техническим имуществом.

Транспортное обеспечение – комплекс мероприятий по подготовке, эксплуатации, техническому прикрытию и восстановлению транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского, внутреннего водного и трубопроводного), предназначенных для организации всех видов воинских перевозок, подвоза материальных средств и эвакуации.

Ракетно-техническое обеспечение- накопление до установленных норм запасов ракет и боевых частей к ним в обычном снаряжении, обеспечение их технической исправности, содержание в установленных степенях боевой готовности, проведение регламентных работ, своевременную подготовку их к боевому применению и доставку войскам, а также техническую и специальную подготовку личного состава.

Техническое обеспечение по службам материального обеспечения организуется и осуществляется в целях обеспечения штатной техникой служб материального обеспечения, поддержания в исправном состоянии и постоянной готовности к использованию авто, дорожной, ж/д и инженерно-аэродромной техники, средств аэродромно-технического обеспечения полетов, средств заправки, перекачки и транспортирования ракетного топлива и горючего, техники вещевой и ветеринарно-санитарной служб, технических средств приготовления пищи, выпечки хлеба, и другой техники служб материального обеспечения, а также обеспечения надежной ее эксплуатации и восстановления.

Банно-прачечные пункты

Передвижные хлебозаводы.

Личного состава – 1092 чел.

Автомобилей – 408 ед.

В оборонительном бою ПУ МТО бригады размещается на удалении до 20 км от переднего края. В наступательном бою ПУ МТО бригады размещается на удалении 15 км от переднего края наших войск. На марше ПУ МТО следует в голове колонны основной группировки подразделений материально-технического обеспечения.

Сторожевые посты должны прикрывать дороги и тропы, ведущие к районам размещения частей и подразделений МТО. В состав сторожевого поста может выделятся от 2 – З-х человек до отделения. Ему указывается позиция на удалении до 1,5 км от охраняемого объекта.

Дозоры от частей МТО высылаются при угрозе нападения противника с целью своевременного его обнаружения и выявления намерений. Они выполняют свои обязанности и могут действовать на удалении 2 – 3 км от них.

Требования по защите, обороне, охране и маскировке пунктов управления материально-техническим обеспечением войск.

Отчетно-информационные документы предназначаются для доклада вышестоящему командованию (донесения, сводки, информации, сообщения, отчеты и другие, которые разрабатываются для доклада вышестоящему начальнику о результатах выполнения полученных задач, о положении и состоянии МТО, а также для информации подчиненных, взаимодействующих частей (подразделений), органов МТО об обстановке)

3. Справочные документы разрабатываются в качестве исходных и подсобных (рабочих) документов при планировании МТО и проведении других мероприятий по руководству МТО (различные расчеты, ведомости, таблицы, схемы, справки, описания и другие документы, разрабатываемые в качестве исходных и вспомогательных документов при планировании МТО боевых действий соединения (части) и проведении других мероприятий по руководству МТО.).

Основные боевые документы МТО:

план тылового обеспечения (детально разработанное и оформленное на карте решение на МТО с приложением пояснительной записки);

рабочие карты;

решения на материально-техническое обеспечение (на основании и в развитии разрабатываются исполнительные и планирующие документы; оформляется на карте с приложением необходимых расчетов);

распоряжения по МТО (боевые, предварительные);

расчеты планирования материально-технического обеспечения;

Для управления частями мто соединения применяются проводные, радио-, радиорелейные, подвижные и сигнальные средства, с помощью которых организуется телефонная, телеграфная, фельдъегерско-почтовая связь и передача данных.

23.Сводка по МТО (раскрыть содержание, методику составления)

Сводка по МТО частей разрабатывается заместителем командира части по МТО на основании донесений подразделений, информации штаба и служб МТО. Сводка состоит из следующих разделов:

«Размещение частей (подразделений) МТО»

«Материальное обеспечение»

«Заявка на подачу материальных средств»

«Состояние путей подвоза и автотранспорта»

«Потери от воздействия противника»

«Трофеи»

«Выводы о состоянии материально-технического обеспечения»

К материальным средствам по службе горючего и смазочных материалов относятся: горючее (бензины, газотурбинное, дизельное топливо, мазут), масла, смазки и специальные жидкости; техника для транспортирования, заправки, перекачки, хранения, контроля качества горючего, средства ремонта и техническое имущество, бланки и книги учета и отчетности.

По горючему – заправка

В армии на 2 суток,

Войсковые запасы подразделяются на расходную часть и неприкосновенный запас. Расходная часть предназначается для обеспечения боевых действий и удовлетворения текущих потребностей войск. Неприкосновенный предназначен для решения непредвиденных задач и расходуется с разрешения командира соединения.

Размеры неприкосновенного запаса составляют: стрелковых боеприпасов - 0,1 бк, находящихся у личного состава, а также в боевых машинах; горючего – 0,2 заправки в баках машин; продовольствия –
1 (или 3) сутодачи у личного состава (или в боевых машинах).

В зависимости от обстановки и выполняемой боевой задачи решением вышестоящего командующего (командира) могут создаваться дополнительные запасы материальных средств. создаются путем уплотненной загрузки тягачей и автомобильных подразделений подвоза. дополнительные запасы горючего могут составлять до 0,2 запр. по автобензину и до 0,4 запр. по дизельному топливу

27. Схема эшелонирования материальных средств. Содержание материальных средств рассмотреть на примере эшелонирования войсковых запасов горючего и смазочных материалов.

28. Организация подвоза материальных средств (определение,условия, факторы, виды транспорта,способы подвоза)

Является одной из основных задач мто войск. Он организуется и осуществляется в любых условиях обстановки в интересах всестороннего, полного, бесперебойного материального обеспечения войск для накопления, восстановления и поддержания на складах установленных норм запасов материальных средств всеми видами транспортных средств.

Подвоз материальных средств включает в себя комплекс мероприятий: по подготовке материальных средств, средств механизации, транспортных средств (автомобильного, трубопроводного транспорта); их выделению для выполнения всех видов перевозок; погрузке и перевозке материальных средств всеми видами транспорта и их выгрузке.

Другие мероприятия.

МТО бригады при подготовке и в ходе наступления на обороняющегося противника организуется с учетом ряда факторов:

-способы перехода бригады в наступление;

-боевые задачи бригады;

-построение боевого порядка бригады;

-роль и место бригады в оперативном построении армии;

-масштабы применения ОМП противником и нашими войсками;

-установленный старшим начальником порядок материально-технического обеспечения;

-наличие и состояние сил и средств МТО, путей подвоза и эвакуации;

-физико-географические особенности района боевых действий

Подготовка размещение и перемещение батальона мто в наступлении

Наступление является одним из видов общевойскового боя, имеет целью разгромить противостоящего противника и овладеть назначенными рубежами или районами местности и создать условия для ведения последующих действий. Оно заключается в поражении противника всеми имеющимися средствами, атаке, продвижением войск в глубину его расположения, уничтожении и пленении живой силы, захвате вооружения и техники, различных объектов и намеченных районов местности

Бригада может наступать на направлении главного удара или на других направлениях в составе других ударных группировок войск. При этом бригада может наступать в первом эшелоне армии, составлять ее второй эшелон, находится в общевойсковом резерве или входить в состав оперативной маневренной группы фронта.

Наступление бригады осуществляется из положения непосредственного соприкосновения с ним, а на поспешно перешедшего к обороне – с выдвижением из глубины. Обычно проводится из исходного района, назначаемого на удалении 20 - 40 км от переднего края обороны противника и осуществляется с развертыванием частей в боевой порядок для атаки с ходу. При этом назначаются исходный рубеж и рубежи развертывания: в батальонные колоны – на удалении 12-15 км от переднего края обороны; в ротные колонны – на удалении 4-6 км; взводные колонны – на удалении 2-4 км; рубеж перехода в атаку – удаление до 600 м от переднего края.

Ширина полосы фронта наступления: взвод – до 300 м; рота – до
1 км (на участке прорыва – 500 м); батальон – до 2 км (на участке прорыва до 1 км) (до 5 км); бригада – 4-6 км (до 20 км).

Подвоз запасов в условиях преднамеренной обороны осуществляется в первую очередь обеспечиваемым подразделениям первого эшелона и артиллерии, предназначенным для действий на направлении сосредоточения основных усилий, а в ходе боя - обеспечиваемым подразделениям, ведущим бой за удержание наиболее важных районов обороны

Подвоз боеприпасов обеспечиваемым артиллерийским подразделениям в ходе боя батальоном производится по мере необходимости и может осуществляться следующими способами:

доставка боеприпасов в назначенный пункт встречи и в дальнейшем следование с представителем обеспечиваемого артиллерийского подразделения непосредственно на огневые позиции;

доставка боеприпасов в пункт передачи материальных средств;

Включение в состав походных колонн обеспечиваемых артиллерийских подразделений транспортных средств батальона с запасами материальных средств и перемещение их в ходе боя до момента передачи боеприпасов. Автомобильная техника, возвращающаяся после выгрузки или передачи материальных средств, может использоваться для выполнения эвакуационных перевозок, а также для эвакуации раненых и больных.

Заправка военной техники обеспечиваемых подразделений горючим, как правило, осуществляется при подготовке к бою и после выполнения поставленной задачи на основании решения командира бригады, который устанавливает порядок, время, маршруты выдвижения обеспечиваемых воинских частей для заправки военной техники горючим.

В обороне заправка военной техники горючим производится со строгим соблюдением мер маскировки и осуществляется:

военной техники, находящейся на занимаемых ею позициях, как правило, в темное время суток способом подхода средств заправки к заправляемой военной технике;

военной техники, находящейся в глубине обороны, в конце дня боя комбинированным способом в зависимости от конкретной обстановки (подходом средств заправки к заправляемой военной технике или наоборот, а также с использованием полевых заправочных пунктов).

Для ремонта и эвакуации бронетанковой, автомобильной техники, РАВ, вооружения, военной техники войск из состава батальона выделяются ремонтные роты. Действия рот организуются и осуществляются на основе решения командира батальона и указаний заместителя командира бригады по МТО.

Эвакуация военной техники и вооружения включает:

вытаскивание застрявшей, опрокинутой, заваленной, затонувшей техники;

приведение ее в транспортабельное состояние и транспортирование поврежденных (неисправных) или не имеющих экипажей, расчетов или водителей машин из районов боевых действий и с мест выхода из строя к маршрутам эвакуации, в места ремонта;

Подготовка, размещение и перемещение батальона материально-технического обеспечения в обороне

В обороне батальон располагается с учетом боевого порядка и задач бригады; безопасного удаления от обеспечиваемых подразделений при применении ядерного оружия; радиационной, химической и биологической обстановки; характера местности.

С началом оборонительного боя и при его ведении в полосе обеспечения (на передовой позиции), при необходимости, может выделяться часть транспортных средств автомобильной роты батальона с запасами боеприпасов и инженерных средств заграждения, а также ремонтной роты (АВ и БТ), которые размещаются за боевыми подразделениями, обороняющими передовую позицию.

При ведении бригадой позиционной обороны для обеспечения подразделений, ведущих бой за главную полосу, в первую очередь используются основные силы и средства батальона, при необходимости проводится маневр ими, вносятся изменения в размещение подразделений батальона.

При подготовке бригады к ведению маневренной обороны батальон располагается за конечным рубежом обороны второго эшелона (общевойсковым резервом) бригады. Районы расположения батальона определяются старшим начальником или выбираются командиром батальона и согласовываются со штабом бригады.

Район расположения бмто должен обеспечивать:

удобное размещение подразделений батальона с учетом выполняемых задач;

рассредоточенное и скрытное размещение военной техники и личного состава батальона;

наличие дорог;

Батальону назначаются основной и запасный районы расположения . Запасный район расположения батальона выбирается и по возможности готовится в инженерном отношении на удалении 5 - 7 км от основного района.

Общая площадь района расположения батальона составляет до 80 кв.км (без рот обеспечения
до 40 кв.км).

Подготовка, размещение и перемещение батальона материально-технического обеспечения на марше

При подготовке частей (подразделений) МТО бригады к выполнению задач в ходе марша проводится ряд мероприятий:

-доукомплектование подразделений МТО личным составом, техникой и имуществом;

Осуществляется техническое обслуживание, ремонт и подготовка к маршу техники служб МТО, табельного имущества и запасов материальных средств;

-организуются тренировки личного состава в посадке на технику,

Проводятся занятия и инструктажи с водителями по особенностям предстоящего марша, маршрутам движения, мерам безопасности;

Батальон материально-технического обеспечения может совершать передвижение своим ходом (маршем), перевозиться железнодорожным, морским, внутренним водным и воздушным транспортом или перемещаться комбинированным способом.

Передвижение бмто осуществляется в составе бригады или самостоятельно и заканчивается сосредоточением в указанном районе.

Распоряжение на передвижение батальону отдает заместитель командира бригады по МТО.

При совершении марша бмто в составе бригады и роты обеспечения батальонов перемещаются в колоннах обеспечиваемых подразделений. Остальные подразделения батальона следуют по одному маршруту на удалении 5-10 км от главных сил бригады

Построение походной колонны батальона (без рот обеспечения) при совершении марша (как вариант) может быть следующим: штаб батальона; автомобильная рота, с запасами материальных средств; рота материального обеспечения батальона; ремонтная рота (бронетанковой и автомобильной техники); ремонтная рота (РАВ, вооружения, военной техники родов войск).

В зависимости от условий обстановки походная колонна батальона может иметь различное построение походного порядка. При совершении марша в предвидении вступления в бой в голове походной колонны батальона следуют, как правило, подразделения батальона с запасами боеприпасов, а при совершении марша на расстояния более одного суточного перехода вне угрозы столкновения с противником - с запасами горючего.

Дистанции при движении походных колонн батальона устанавливаются: между походными колоннами рот и им равных подразделений батальона – 2-3 км; между походными колоннами взводов и им равных подразделений – 0,5-1 км; между автомобилями – 25-50 м.

маршрутам движения и походным колоннам батальона.

Средняя скорость движения подразделений батальона определяется как отношение расстояния перехода к общему времени, отведенному на марш, исключая время на привалы, и может составлять: для смешанных походных колонн батальона
20-25 км/ч; для автомобильных походных колонн – 25-30 км/ч.

Для своевременного начала марша и регулирования скорости движения походных колонн батальона назначаются исходный рубеж (пункт) и рубежи (пункты) регулирования с указанием времени их прохождения головами походных колонн батальона. Рубежи (пункты) регулирования, как правило, назначаются через 3-4 ч движения.


МТО войск, его роль, задачи и значение в современном бою

МТО представляет собой комплекс мероприятий направленных:

на своевременное и полное удовлетворение потребностей войск (сил) в различных видах материальных средств и создание (накопление) их запасов;

на обеспечение надежной эксплуатации и восстановления вооружения и военной техники;

на поддержание в исправном состоянии и развитие обеспечивающей инженерно-технической инфраструктуры аэродромной сети;

Материально-техническое обеспечение

Логи́стика - стратегическое управление (менеджмент) закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками.

Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса, как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы.

Логистическая система - совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.

Термин имеет иноязычное происхождение, русский эквивалент - снабжение (аналогично, логист - снабженец ).

Происхождение термина

Термин появился первоначально в интендантской службе армии . Сам термин «логистика» происходит от греческого λόγος (логос) и впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI .

Военная логистика

Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны . Американский военный контингент, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.

В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется, прежде всего, с бизнесом.

Бизнес-логистика

По экономическому пониманию, логистика - наука об управлении материальными, финансовыми и информационными потоками на предприятии с целью их оптимизации и уменьшения издержек производства.

Логистические системы очень разнообразны по охвату деятельности предприятия (и по пониманию современного российского менеджмента). Для некоторых логистика это просто умение работать с базами данных, для некоторых - снабженческая или складская деятельность. Но по своему назначению (а главное её назначение - уменьшение затрат при условии выполнения плановых заданий, а следовательно увеличение эффективности производственной деятельности) логистические системы должны охватывать практически все (кроме бухгалтерских, кадровых и т. п.) направления деятельности.

Понятие логистики включает в себя множество поддисциплин: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.

Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические организации для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL - от англ. «first-party logistics» - подход, при котором организация решает логистические вопросы самостоятельно; 3PL от англ. «third-party logistics» - подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.

Закупочная логистика

Основная статья : Закупочная логистика

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочкая логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путем поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный по мере необходимости в товаре. Важной частью закупочной логистики является планирование поставок на основании управления запасами.

Сбытовая логистика

Целью сбытовой логистики (логистики распределения) является обеспечение доставки товаров в нужное место в нужное время с определенными затратами . С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения - совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя.

Транспортная логистика

Основной задачей транспортной логистики является осуществление деятельности по планированию, организации доставки материальных ресурсов от первичного источника сырья до конечного потребителя. Транспортная логистика - это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Оптимальным считается маршрут, по которому возможно доставить логистический объект, в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными затратами, а также с минимальным вредом для объекта доставки. Вредом для объекта доставки считается негативное воздействие на логистический объект как со стороны внешних факторов (условия перевозки), так и со стороны временного фактора при доставке объектов, подпадающих под данную категорию.

Участники рынка транспортной логистики

Логистика запасов

Политика управления запасами состоит из решений - что закупать или производить, когда и в каких объемах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах.

Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по раздельности, а можно централизированно (требует большей координации и информационного обеспечения)

Складская логистика

Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила организации складского хозяйства, процедуры работы с товаром и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными). Для информационно-технической поддержки таких процессов используются специализированные системы управления складом

Экологическая логистика

Основная статья : Экологическая логистика

Экологическая логистика обеспечивает движение материала при любых производственных процессах вплоть до его превращения в товарный продукт и отходы с последующим проведением отходов до утилизации или безопасное хранение в окружающей среде. Экологическая логистика также обеспечивает сбор и сортировку отходов, образующихся при потреблении товарных продуктов, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде . Она позволяет радикально очищать большие территории, загрязненные несанкционированным мусором.

Бережливая логистика

Синтез логистики и Лин концепции позволил создать вытягивающую систему, объединяющую все фирмы и предприятия, задействованные в потоке создания ценности, в которой происходит частичное пополнение запасов небольшими партиями. Приципы Лин технологии распространяются на сферы материально-технического снабжения, управления складами, запасами и транспортом в рамках предприятий, а затем и на управление внешними по отношению к заводам потоками. Лин логистика использует принцип совокупной логистической стоимости, Total Logistics Cost, TLC , что позволяет:

  • Сократить запасы по всей цепи;
  • Снизить затраты на транспортировку и хранение;
  • Наладить логистическое сотрудничество.

Другие сферы применения

В последнее время наметилась тенденция применения принципов логистики не только в экономике и финансах , но также в социальной области (социальная логистика): политика (политическая логистика ), муниципалитетах (муниципальная логистика), педагогика (педагогическая или образовательная логистика), психология (педагогическая психологизированная логистика), медицина (медицинская логистика) и демография демографическая логистика); виртуальная логистика, городская логистика и др.

Задачи, решаемые логистикой

  1. выбор вида транспортного средства;
  2. выбор типа транспортного средства;
  3. определение маршрутов;
  4. организация транспортировки груза;
  5. ответственное хранение на складских площадях;
  6. формирование сборных заказов;
  7. таможенные услуги

Обучение логистов

Подготовка логистов осуществляется по комплексной программе. Собственно логистическое обучение включает темы:

  • Теоретико-методологические основы логистики
  • Объекты логистического управления
  • Функции логистики
  • Основные логистические концепции и системы
  • Прикладная логистика в применении к производственным процессам
  • Прикладная логистика в применении к снабжению и закупкам
  • Прикладная логистика в применении к транспортным процессам
  • Прикладная логистика в применении к складированию и управлению запасами
  • Экологическая логистика
  • Муниципальная логистика
  • Интегрированная логистика
  • Бережливая логистика
  • Политика распределения и
Статьи по теме