Педагогические условия формирования познавательной активности младших школьников. Развитие познавательной активности младших школьников в процессе обучения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ликино-Дулевская основная общеобразовательная школа №2»

Орехово-Зуевского муниципального района Московской области

Выступление на ШМО:

« школьников в процессе обучения ».

Подготовила

Учитель начальных классов

Леухина Н.А.

2016-2017 у.г.

Особенности формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения.

Познавательная активность учащихся является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию.

Формирование познавательной активности учащихся является одной из актуальных проблем всего учебного процесса. В процессе развития познавательной активности можно выделить три группы этапов усвоения знаний: начальную (актуализация опорных знаний, мотивация и целеполагание, восприятие и осмысление), среднюю (закрепление и применение), завершающую (обобщение и систематизация).

На сегодняшний день есть два пути активизации познавательной деятельности: экстенсивный и интенсивный. Причем оба они имеют одну и ту же конечную цель: воспитание образованной, нравственной, творческой, социально активной, способной к саморазвитию личности. Но подходы к достижению цели разные. Экстенсивный путь реализуется , прежде всего, через увеличение количества учебных дисциплин или, другими словами, увеличение объема знаний, сообщаемых ученикам. Интенсивный же путь основывается на формировании субъектной, личностно заинтересованной позиции учащегося, и это предполагает изменение самой структуры учебных программ и интенсификацию методов обучения (развивающее, личностно ориентированное обучение и т.д.).

Активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Самопознание можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах, но может возникнуть и на каком-то одном. Стимулирует, активизирует познание, прежде всего учитель. Действия его заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания (реже - один или несколько). Именно по такой логике выстраиваются программы развивающего обучения: через постоянную организацию условий для интенсивной познавательной деятельности к привычной познавательной активности, а затем - к внутренней потребности в самообразовании. Следовательно, можно говорить о различных уровнях познавательной активности младших школьников в учебной деятельности. Очевидно, что активность связана с укреплением субъектной позиции учащегося.

Анализ этих позиций позволил условно выявить четыре основных типа учебной активности и выработать тактику (ближайшие педагогические взаимодействия) и стратегию (перспективу развития позиции школьника в учебном процессе) педагогической деятельности: нулевая активность (выраженная объектная позиция); ситуативная активность (преимущественно объектная позиция); исполнительская активность (преимущественно субъектная позиция); творческая активность (выраженная субъектная позиция). Педагог обязан «видеть» и включать в познавательную деятельность и школьника, который занимает пассивную позицию, и того, кто время от времени «включается» в интерактивное обучение, и учащегося с ярко выраженной готовностью к совместному познанию. Проанализируем выделенные типы познавательной активности с точки зрения педагогической тактики и стратегии.

Первый тип. Учащийся пассивен , слабо реагирует на требования учителя, не проявляет заинтересованности ни в совместной, ни в индивидуальной работе, а включается в деятельность только под давлением педагога. Не развиты эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие навыки для обучения во взаимодействии. Налицо выраженная объектная позиция в учебном процессе.

Тактика учителя в данном случае основана на создании такой атмосферы занятий, которая снимала бы у школьника чувство страха, зажатости. Такие учащиеся относятся к категории «пренебрегаемых» (прежде всего самим педагогом). «Прокручивая» прошлые неудачи, они сами заранее снижают способность конструктивно подойти к новой учебной задаче, и поэтому очень важно нейтрализовать негативные воспоминания. Основным приемом, помогающим наладить такие отношения, будут так называемые «эмоциональные поглаживания» (обращение по имени, добрый ласковый тон и т.п.). При работе с этой группой учителю следует не ждать немедленного включения в работу, так как их активность может возрастать постепенно. Не предлагать им учебных заданий, требующих быстрого перехода с одного вида деятельности на другой. Давать время на обдумывание ответа, поскольку им трудно даются импровизации. Не сбивать во время ответа, задавая неожиданные и каверзные вопросы. Быть готовым к тому, что после перемены эти дети достаточно медленно переключаются с интенсивной двигательной активности на умственную.

Стратегическое направление в работе с данными учащимися - перевод их в учебном взаимодействии из выраженной объектной в преимущественно объектную позицию. Такое возможно благодаря особой атмосфере уроков, ориентированной на психологическое раскрепощение и эмоциональное включение школьников в общую деятельность. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости, снятие страха перед совместной работой, готовность включиться в сотрудничество с педагогом или одноклассниками, ожидание и эмоциональная готовность к освоению нового типа познавательной активности.

Второй тип реализуется преимущественно в объектной позиции ученика. Характерные показатели - проявление интереса и активности лишь в определенных ситуациях (ин тересное содержание урока, необычные приемы преподавания), что, скорее, связано с эмоциональной возбудимостью, часто не подкрепленной наработанными навыками к самостоятельной работе. Во время урока эти ученики предпочитают объяснение нового материала повторению; легко подключаются к новым видам работы, однако при затруднениях также легко могут потерять интерес. Они могут удивлять учителя быстрыми правильными ответами, но такое происходит лишь эпизодически. Тактика учебного взаимодействия с этими учащимися - подкрепление их субъектного (активного) состояния в учебной деятельности не только в начале, но и в процессе работы. Здесь неоценима помощь учителя, способного при необходимости помочь снять интеллектуальную усталость, преодолеть волевую апатию, стимулировать интерес. Вот несколько примеров активизации. «Отсроченная отгадка». В начале урока учитель предлагает учащимся загадку (удивительный факт), отгадка которой (ключик для понимания) будет открыта в процессе работы над новой темой. Другой прием - «Опрос-кроссворд»: ученики заполняют кроссворд по изучаемой теме (подготовлен заранее самим учителем или его помощниками); «высшим пилотажем» можно назвать ситуацию, когда часть понятий кроссворда «готовит» новую тему. Школьникам этого типа присуща торопливость и незавершенность действий, вот почему именно для них важно умение использовать план ответа, опираться на опорные сигналы, создавать алгоритмы того или иного учебного действия, рисунки-подсказки («шпаргалки»), таблицы. Но есть одна особенность: они легче запоминают и пользуются теми схемами, которые создают сами (или совместно с педагогом). Таким образом, стратегия действий учителя в работе с ситуативно-активными учащимися заключается в том, чтобы не только помочь им включиться в учебную деятельность, но и поддерживать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока. Тогда ученик испытывает чувство радости и подъема не только при восприятии учебной задачи, но и в ходе ее выполнения. А испытав чувство успеха однажды, он захочет повторить и упрочить свои достижения и для этого проявит определенные интеллектуально-волевые усилия. Если последующие уроки не обманут его ожиданий, то возникнут предпосылки для постепенного перехода к исполнительски активному типу познания.

Третий тип - учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности, ка к правило, любимы учителями. Они систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает педагог. Именно на них опирается учитель при изучении новой (непростой) темы, и они же выручают учителя в трудных ситуациях (открытые уроки, посещение администрации и т.п.). Главный плюс этих учащихся - стабильность и постоянство. Однако и у них есть свои проблемы. За усидчивость и прилежание их нередко называют «зубрилками». А некоторым кажется, что этим детям учеба дается легко. В этом есть доля истины, но почему-то забывают о том, что такая кажущаяся легкость - результат более ранних усилий: умения сосредотачиваться на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторить (и не один раз!) всю эту цепочку. И эти учащиеся, как, впрочем, и остальные, нуждаются во внимательном отношении со стороны педагога. Порой они начинают скучать, если изучаемый материал достаточно прост, а учитель занят с более слабыми учениками. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Чуть позже они понимают, что одобрение учителя можно получить не за что-то «сверхурочное», а просто за качественно сделанную работу, не требующую поиска дополнительного материала. Основными приемами, стимулирующими активных учащихся, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. Например, «проблемный диалог», когда, обсуждая предложенную учителем формулировку темы урока, школьники прогнозируют ее содержание. Или «мозговой штурм», состоящий из следующих шагов: создание банка идей (обязательное правило - никакой критики!), анализ идей (поиск рационального зерна в каждом, даже самом фантастическом предложении, отбор наиболее продуктивных идей), представление результатов работы группы и дальнейший отбор предложенных идей экспертами. Часто при представлении идей рождаются новые предложения, которые тут же включаются в обсуждение. Можно предложить учащимся особые ролевые ситуации. Школьники могут подключаться к технологии оценивания устных и письменных ответов одноклассников, то есть брать на себя роль «эксперта» (только не забудьте вооружить «экспертов» требованиями к оцениванию ответов, чтобы не возникло существенных разногласий).

Творческий тип познавательной активности характеризуется выраженной субъектной позицией учащегося. Эти школьники обладают нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия, сугубо индивидуальным воображением, неповторимым отношением к окружающему миру. Однако именно они часто создают проблемы в учебной деятельности, которая опирается на последовательность, логику, основательность.

Деятельность педагога на данном уровне познавательной активности заключается, прежде всего, в развитии у школьников самой потребности в творчестве, в стремлении к самовыражению, самоактуализации. Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы, активизирующие творчество учащихся, и специальные творческие уроки: КВНы, спортклубы и т.д. Но, работая с детьми творческого типа, педагог должен помнить о равноправии: каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение. Не нужно делить детей на талантливых и «остальных», даже если творческие проявления в чем-то не устраивают нас, педагогов.

Таким образом, познавательная активность - сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.), объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания). Тип учебной активности - это динамический показатель. В силах учителя помочь ученику перейти от нулевого типа к ситуативной и, возможно, исполнительской, творческой активности. Особо хочется подчеркнуть мысль о том, что все учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждается в особой поддержке. Поэтому во многом от умения педагога зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности или предпочтёт только отсидеться на уроке.

Педагогическая статья на тему: «Формирование познавательной активности младших школьников».


Проблема формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения является одной из важнейших в современной педагогической науке, т.к. от ее разрешения во многом зависит повышение качества обучения, мотивация обучающихся к достижению учебных и творческих результатов. Познавательную активность психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает как часть общей проблемы воспитания и развития. Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни. Познавательная активность – это активная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности (И.В.Метельский). Познавательная активность – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями (Г.И.Щукина).
Уровни познавательной активности учащихся.



Нулевой уровень – учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога.

Низкий уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?»
Средний уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Высокий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
В основе структуры общего интеллектуального развития детей младшего школьного возраста можно выделить определенные принципы успешной реализации познавательной активности:
- принцип субъектности - максимальное содействие педагога развитию способности ребенка к осознанию собственного «Я» во взаимоотношении с другими субъектами сообщества и миром в целом;
- принцип самостоятельности, обусловленный формой активного отношения к изучаемому материалу. Познавательная самостоятельность младшего школьника представляет собой комплекс следующих качеств: интерес к познавательной деятельности, эмоционально-волевая направленность, развитость познавательной деятельности, умение анализировать и корректировать работу, умение использовать имеющиеся знания и умения в новой ситуации, умение найти дополнительную информацию и т.д.;
- принцип креативности, помогающий не только активному восприятию учащимися учебного материала в процессе его изложения учителем, но и его творческому преображению.
- принцип ориентации на самореализацию, включающий обеспечение психологического комфорта на уроке; создание диалоговых отношений учитель-ученик; опора на личный опыт обучаемых как одного из источников активизации познавательной деятельности; индивидуализация и дифференциация обучения; учет эмоций и ценностных ориентаций учеников; постоянное стимулирование познавательной активности и творческой самостоятельности и др.
- принцип педагогической поддержки - особая система педагогической деятельности, раскрывающей индивидуальный потенциал каждого школьника как процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.
У младших школьников формированию и развитию познавательной активности благоприятствуют следующие условия: разнообразие, эмоциональность, яркость учебного материала, его посильность и целесообразность, связь с ранее усвоенными знаниями, частая проверка и оценка работы школьников, их вовлечение в процесс самостоятельного поиска, решение задач проблемного характера и др.
Под познавательной активностью традиционно понимаются все виды активного отношения к учению как к познанию; наличие значимости для ребенка учения как познания; все виды познавательных мотивов (стремление к новым знаниям, средствам их приобретения, влечение к самообразованию); реализующие эти познавательные мотивы и обслуживающие их эмоции цели.
Изучив проблему активизации познавательной деятельности младших школьников в учебном процессе на основании теоретических фактов и результатов их применения на практике, мы убедились в том,что данная проблема является актуальной в современной школе. Наиболее эффективными путями и средствами по развитию познавательной активности являются занимательные упражнения. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательная активность направлена не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. познавательная активность – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности. При учете педагогом типа темперамента у школьника более развивается познавательная активность и, как следствие происходит более продуктивное усвоение материала.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 города Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан

Доклад на тему:

«Развитие познавательной активности учащихся начальной школы»

Учитель начальных классов

Дятлова Е.С.

2015 год

В качестве приоритетов образовательной политики Концепция модернизации российского образования называет достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования, которое неразрывно связано с формированием познавательной сферы учащихся. Перед современной школой ставится задача воспитания людей, обладающих развитой познавательной активностью, способных рационально действовать, принимать целесообразные решения и выбирать наиболее эффективные пути достижения поставленных перед ними целей. Формирование этих качеств начинается в начальной школе и является базовым для успешного овладения содержанием образования на всех уровнях обучения. Формирование у младших школьников желания и способности самостоятельно, без учителя, приобретать знания -приоритетная задача организаторов учебного процесса в школе. Желание приобретать знания свидетельствует о высоком уровне развития интереса к познанию, который изменяет стиль деятельности учащихся, являясь важным фактором повышения качества обучения. Реализация познавательного интереса школьников проявляется в активности, самостоятельности, творческом подходе к выполнению заданий и постоянном стремлении к деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.
Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы учащихся. Интерес к этой стороне обучения усилился в последние годы. В активизации процесса обучения кроются возможности преодоления обострившихся противоречий между требованиями общества к начальному образованию и массовым опытом преподавания, между педагогической теорией и школьной практикой.
Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности, так как процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен.
Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоцци и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и самостоятельно добывал знание. Однако в полной мере эта проблема получила разработку в педагогике XX века. Целостную систему обучения и воспитания, базирующуюся на возбуждении познавательного интереса школьников, на организацию их совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывал Ш.А. Амонашвили.
Школы, писал Ж.Пиаже, «должны готовить людей, которые способны созидать новое, а не просто повторять то, что делали предшествующие поколения, людей изобретательных, творческих, у которых критический и гибкий ум и которые не принимают на веру все, что им предлагают».

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

игровая деятельность;

создание положительных эмоциональных ситуаций; успешность

работа в парах;

проблемное обучение.

Успех – важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены. Ребенок, слабо успевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню.

Многие педагоги говорят, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьника к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений, навыков, их активностью.
Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечении данных о современных достижениях науки и техники, показ значимости знаний, умений, навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п.
В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала большое значение имеет умение учителя придавать этому материалу увлекательный характер, делать его живым и интересным. Основной задачей учителя при организации эффективного учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.
Необходимо отметить, что формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного предмета. Поэтому перед тем как приступить к изучению какой-нибудь темы, учитель много времени должен уделить поискам активных форм и методов обучения. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности, как в содержание, так и в форму работы.

Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Многие педагоги используют в учебном процессе различные методические приемы: дидактические игры, игровые моменты работу со словарями и схемами, ввод интеграции и т.д.
Игра – это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.
Познавательные игры дают возможность решать сразу целый ряд задач обучения и воспитания. Во-первых, они таят огромные возможности для расширения объема информации, получаемой детьми в ходе обучения, и стимулируют важный процесс – переход от любопытства к любознательности. Во-вторых, являются прекрасным средством развития интеллектуальных творческих способностей. В-третьих, снижают психические и физические нагрузки. В познавательных играх нет прямого обучения. Они всегда связаны с положительными эмоциями, чего нельзя порой сказать о непосредственном обучении. Познавательная игра – не только наиболее доступная форма обучения, но и, что очень важно, наиболее желаемая ребенком. В игре дети готовы учиться сколько угодно, практически не уставая и обогащаясь эмоционально. В-четвертых, в познавательных играх всегда эффективно создается зона ближайшего развития, возможность подготовить сознание для восприятия нового.
Использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса. В процессе игры у детей формируются общеучебные умения и навыки, в частности умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность.
Познавательный интерес – высший стимул всего учебного процесса, средство активизации познавательной деятельности учащихся. Разнообразие эффективных приемов пробуждает у детей интерес и положительное отношение не только к результатам, но и самому процессу обучения, к учителю, уверенность в преодолении трудностей.
Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу на уроке, различный дидактический, иллюстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения и другие.
Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения – вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие, а значит, и качество работы учителя.
Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильные для него задания. Одной из причин нежелания учиться заключается именно в том, что ребенку на уроках предлагают задания, к выполнению которых он еще не готов, с которыми справиться не может. Следовательно, надо хорошо знать индивидуальные особенности детей. Задача педагога состоит в необходимости помочь каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на вопрос задачи.
Создание нестандартных ситуаций на уроке способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. Наиболее часто применяются в практике работы учителей урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний.
Еще одним методом активизации познавательной деятельности является осуществление интеграции. Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.

Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

Принцип равенства позиций

Принцип доверительности

Принцип обратной связи

Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех уроках где применяется ИКТ. Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)

обеспечивает наглядность;

привлекает большое количество дидактического материала;

повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Применение ИКТ:

расширяет возможность самостоятельной деятельности;

формирует навык исследовательской деятельности;

обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

а в общем, способствует повышению качества образования.

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Применение на уроках ИКТ способствует так же:

сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;

сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;

обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля. При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:

мультимедийные курсы

презентации к урокам

логические игры

тестовые оболочки

ресурсы Интернет

электронные энциклопедии.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровье сберегающих технологий.

Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

повышает качество знаний

продвигает ребенка в общем развитии

помогает преодолеть трудности

вносит радость в жизнь ребенка

позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Отдельно хочется отметить работу над проектами.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
Младший школьный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеют приемы активизации познавательной деятельности, индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности.
Ведущие педагоги и психологи отмечают, что однообразная деятельность тормозит познавательную активность. Выполнение однотипных упражнений, конечно, способствует усвоению знаний, умений, навыков, но имеет и отрицательный эффект. Познавательная активность в этом случае высока лишь в момент ознакомления с новым, далее она постепенно снижается: пропадает интерес, рассеивается внимание, возрастает число ошибок. Таким образов, главной задачей учителя является такое построение образовательного процесса, при котором между всеми этапами учащиеся смогли бы установить тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат своего труда.
Итак, педагогу необходимо стараться максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся младшего школьного возраста интерес к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал.

Литература.

Пастушкова М.А. Формирование познавательных интересов при организации учебной деятельности младших школьников // Известия Российского государственного пед. университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради: Научный журнал. - Спб.: ООО «Книжный дом», 2007, № 18(44). - С. 410-413. 0,33 пл.

Пастушкова М.А. Формирование познавательных интересов учащихся начальной школы как необходимое условие повышения качества образования // Инновационные технологии в образовании / В сб. международной научно-практической конференции. - Пенза: ПГУ, изд-во «Приволжский дом знаний», 2008. - С. 125-127. 0,2 п

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др. -- М., 2004.

Герасимов, С. В. Когда учение становится привлекательным/ С. В.Герасимов. - М., 2003

Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения/ В. В.Давыдов. -- М., 2003.

Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка. Избр. психол. труды в 2-хт. Т.1/ А.В.Запорожец. -- М.: Педагогика, 1986.

Кикоин, Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания/ Е. И.Кикоин. -- М., 2003.

Мухина, В. С. Возрастная психология/ В. С.Мухина. -- М., 2007.

Немов, Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн/ Р.С.Немов. -- М.: Владос, 2000.

Рубинштейн, С. Я. О воспитании привычек у детей/ С. Л. Рубинштейн.. -- М., 1996.

Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии/ Г. К.Селевко. -- М., 1998.

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

Е. Н. Лекомцева, А. С. Пикин

Формирование познавательной активности младшего школьника

В статье представлена характеристика программы «Планета радости», которая рассчитана на учащихся начальных классов. Целью программы является создание условий для развития познавательной активности младшего школьника, эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни, искусства. Познавательная активность младших школьников является важным фактором улучшения и одновременно показателем результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию.

Ключевые слова: познавательная активность, младший школьник, внеурочная деятельность, программа, потребности, интерес.

E. N. Lekomtseva, A. S. Pikin

Formation of the Younger School Student"s Informative Activity

The characteristic of «the Planet of Joy» programme which is designed for pupils of primary classes is presented in the article. The purpose of the programme is to make conditions for development of the younger school student"s informative activity, the emotional and valuable relation to the world, the phenomena of life, art. Younger school students" informative activity is an important factor of improvement and at the same time an indicator of effectiveness of the training process as it stimulates independence development, a search and creative approach to master the education content, induces to self-education.

Keywords: informative activity, younger school student, extracurricular activities, programme, requirements, interest.

Новая парадигма образования рассматривает формирование субъектной позиции ученика как одно из необходимых условий развития обучающегося. В младшем школьном возрасте понимание субъекта связано с такими качествами его личности, как активность, самостоятельность, способность действовать.

Термин «активность одни ученые отождествляют с деятельностью, энергичностью, динамичностью, другие - с результатом деятельности, третьи рассматривают активность в более широком, чем деятельность, смысле» .

В рамках нашего исследования мы опираемся на мнение А. Н. Леонтьева, для которого активность - понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов - раздражителей .

В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная, поэтому актуально рассматривать термин «активность» в сочетании с другим понятием - «познавательная».

Сегодня «познавательная активность» интерпретируется в трудах Г. И. Щукиной, В. С. Ильина, Т. И. Зубковой, Т. И. Шамовой. Авто-

ры рассматривают это понятие с позиции качества деятельности ученика, направленной на достижение учебно-познавательной цели.

Наиболее интересное, на наш взгляд, определение познавательной активности дает Э. А. Красновский: «проявление всех сторон личности младшего школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» .

Так, возникает проблема развития интереса в контексте разнообразной деятельности учащихся, которая позволяет формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

На основании теоретических исследований Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта . Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, познавательная активность побуждается потребностью младшего школьника . Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии

© Лекомцева Е. Н., Пикин А. С., 2017

с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Анализ научной литературы и практического опыта формирования познавательной активности позволил определить структуру познавательной активности: эмоциональная сфера, волевая сфера, мотивационная сфера, содержательно-процессуальный компонент и компонент социальной ориентации.

Познавательная активность младших школьников является важным фактором улучшения и одновременно показателем результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию. Внеурочная деятельность является составной частью организации образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Внеурочная деятельность понимается сегодня, как целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участии в содержательном досуге .

Для формирования познавательного интереса младшего школьника в рамках исследования создана программа внеурочной деятельности «Планета радости», составленная на основе следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) (утвержден приказом Минобр-науки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).

Концепция развития дополнительного образования детей Российской Федерации (утвержденной 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

План мероприятий на 2015-2020 гг. по реализации Концепции развития дополнительного

образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (утвержденный 24 апреля 2015 г. № 729-р).

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014 г. Регистрационный № 33660).

Программа рассчитана на обучающихся начальной школы (6-11 лет). Этот период является наиболее важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни, которое закрепляется в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

В начальной школе у младшего школьника развиваются формы мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний, развитие мышления. В учебной деятельности младшего школьника

складываются такие частные виды, как письмо, чтение, работа на компьютере, творческая деятельность и др.

Важным является процесс переключения с семьи и детского сада на школу, то есть у школьника происходит смена главенствующих авторитетов, среди которых главным становится учитель начальных классов. Игровая деятельность, наряду с учебной, у учащихся начальных классов остается ведущей. Учитывая данное обстоятельство, учителю следует использовать возможности самоорганизации и самодисциплинирования ученика, которые стимулируются групповыми играми, любопытством, самопроизвольно появляющимся интересом ко всевозможным творческим занятиям. Такие проявления нужно поддерживать, развивать, подсоединять к системе педагогически организованных и целенаправленных дел.

Программа «Планета радости» направлена на социально-культурное самоопределение, творческую самореализацию личности ребенка, ее интеграцию в систему мировой и отечественной культуры, является средством формирования отношения ребенка к действительности, нравственного и умственного воспитания личности.

Цель программы: создание условий для развития познавательной активности младшего школьника, эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни, искусства.

Заложить основы организации содержательного досуга;

Познакомить с историей и разновидностями театрального, музыкального и циркового искусства;

Развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы личности обучающегося, творческий потенциал;

Сформировать интерес к театральному, музыкальному, цирковому искусству, к естественным наукам;

Приобщить обучающихся к краеведческой деятельности;

Развивать у обучающихся потребность в постоянном пополнении своих знаний, повышать культурный уровень;

Воспитывать нравственные качества, дисциплинированность, ответственность, коллективизм.

Режим занятий имеет следующую вариативность: занятия можно проводить 1 раз в неделю (за год 36 часов) и 2 раза в неделю (за год 72 часа) в зависимости от интереса детей, общей учебной нагрузки.

Форма проведения занятий: групповая.

При отборе содержания учитывается структурно-системный принцип, при котором изучаемый материал выстраивается с постепенным усложнением. Однако в процессе усвоения материала детьми педагог может варьировать порядок и последовательность тем в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями восприятия детьми содержания программы.

Виды занятий:

Занятия-экскурсии, позволяющие расширить образовательное пространство обучающегося, способствующие развитию их двигательной активности.

Литературно-творческие занятия. Здесь приобретается способность выразить желаемое языком театра, кино - это прослушивание и инсценирование сказок, просмотр мультфильмов, кинофильмов, сочинение историй.

Занятия по изобразительной деятельности - это создание рисунков после посещения театра, экскурсий, изготовление декораций, не-

обходимых по сценарию, изготовление кукол и

При проведении занятий могут быть использованы различные методы работы.

Методы проведения занятий: беседа, рассказ, игра, практическая работа, самостоятельная работа, защита творческих работ, мини-концерт, консультация.

Методы контроля: консультация, защита творческих работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах творческих работ.

Технологии, методики:

Уровневая дифференциация;

Проблемное обучение;

Моделирующая деятельность;

Поисковая деятельность;

Информационно-коммуникационные технологии;

Здоровьесберегающие технологии.

В рабочей программе спланирована деятельность по формированию УУД: личностных, регулятивных; познавательных, коммуникативных.

Для осуществления образовательного процесса по программе «Планета радости» необходимо следующее:

Подборка видеофрагментов;

Подборка печатных изданий и материалов СМИ, интернет;

Компьютер, мультимедиапроектор.

Результаты работы младшие школьники будут

представлять на специально организованных «конкурсных» защитах творческих работ и творческих проектов.

Программа содержит следующие разделы: «Весь мир - театр», «Путешествие в прошлое», «Образовательные туры по уголкам нашей Родины», «Музыка души», «Жизнь под куполом. Творчество и интеллект», «Удивительное рядом».

Раздел «Весь мир - театр» предполагает изучение театрального искусства, видов театра, правил поведения в театре. Кроме того, предусмотрено не только посещение спектаклей, с последующим обсуждением, но и постановка спектаклей силами участников программы.

Раздел «Путешествие в прошлое» знакомит с особенностями музейного дела, готовит к экскурсиям в музеи, созданию передвижного классного музея.

Раздел «Образовательные туры по уголкам нашей Родины» включает в себя краеведческие экскурсии.

Изучая раздел «Музыка души», дети посещают музеи музыкального искусства, концертный

зал филармонии. Младшие школьники идут туда, где звучит музыка.

Раздел «Жизнь под куполом. Творчество и интеллект» разбит на две части - «Цирковое искусство» и «Планетарий» - и предполагает посещение цирковых представлений и интерактивных лекций в планетарии, составление устных высказываний например, на тему «С каким животным и почему я бы хотел выступать, если бы стал артистом цирка».

Раздел «Удивительное рядом» завершает учебный год образовательным событием - встречей с художниками, учеными, артистами и другими известными людьми.

Таким образом, формирование познавательной активности младшего школьника, эмоционально-ценностного отношения к миру осуществляется посредством его включения в разнообразные виды деятельности, которые интересны и занимательны для него, а значит -приносят радость и удивление.

Библиографический список

1. Зубкова, Т. И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. И. Зубкова. - Екатеринбург, 1993. - 24 с.

2. Ильин, В. С. Формирование личности школьника: целостный процесс [Текст] / В. С. Ильин. - М. : Педагогика, 1984. - 144 с.

3. Красновский, Э. А. Показатели в образовании [Текст] / Э. А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 5. -С. 53-57.

4. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2001. - 511 с.

5. Марцинковская, Т. Д. История детской психологии [Текст] : учебник для студентов пед. вузов / Т. Д. Марцинковская. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 272 с.

6. Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности [Текст] : методические

7. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников [Текст] / Т. И. Шамова. - М. : Педагогика, 1982. -209 с.

8. Щукина, Г. И. Проблема познавательной потребности в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. - М. : Педагогика, 2001. - 351 с.

9. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 2001. -№ 4. - С. 6-20.

Bibliograficheskij spisok

1. Zubkova, T. I. Formirovanie poznavatel"noj aktivnosti slabouspevajushhih uchashhihsja nachal"nyh klassov : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / T. I. Zubkova. - Ekaterinburg, 1993. - 24 s.

2. Il"in, V S. Formirovanie lichnosti shkol"nika: celo-stnyj process / V. S. Il"in. - M. : Pedagogika, 1984. - 144 s.

3. Krasnovskij, Je. A. Pokazateli v obrazovanii / Je. A. Krasnovskij // Standarty i monitoring v obrazovanii. - 2002. - № 5. - S. 53-57.

4. Leont"ev, A. N. Lekcii po obshhej psihologii / A. N. Leont"ev. - M. : Smysl, 2001. - 511 s.

5. Marcinkovskaja, T. D. Istorija detskoj psihologii : uchebnik dlja studentov ped. vuzov / T. D. Marcinkovskaja. - M. : VLADOS, 1998. - 272 s.

6. Realizacija variativnyh modelej setevogo vzai-modejstvija obshhego, dopolnitel"nogo i professional"nogo obrazovanija v ramkah organizacii vneurochnoj deja-tel"nosti : metodicheskie rekomendacii / pod red. A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl" : Izd-vo JaGPU, 2011. -312 s. S.24.

7. Shamova, T. I. Aktivizacija uchenija shkol"nikov / T. I. Shamova. - M. : Pedagogika, 1982. - 209 s.

8. Shhukina, G. I. Problema poznavatel"noj potrebnosti v pedagogike / G. I. Shhukina. - M. : Pedagogika, 2001. - 351 s.

9. Jel"konin, D. B. K probleme periodizacii psiholog-icheskogo razvitija v detskom vozraste / D. B. Jel"konin // Voprosy psihologii. - 2001. - № 4. -S. 6-20.

Развитие познавательной активности младших школьников

в процессе обучения .

Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те способности, которыми он обладает. У него есть возможность развить потенциал детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого учителю необходимо выражать детям одобрение и отмечать их успех. И тогда познавательная активность ребенка проявится во всех направлениях учебной деятельности.

С целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:

Создавать на уроке атмосферу доброжелательности;

Использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;

Направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;

Осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;

Избегать перегрузки учащихся;

Принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;

Контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;

Концентрировать внимание на главном в учебном материале;

Создавать на уроке условия для развития личности учащихся.

Создать условия для развития личности ребенка - значит сделать обучение субъектным.

Условия субъектного обучения таковы:

    Установка на партнерство в общении, признание прав партнера на собственную точку зрения, умение слушать и слышать партнера.

    Открытость знания, его неоднозначность, личностное понимание.

    Проблемность, противоречивость знаний, дающие основание для возникновения осмысленного отношения к изучаемому материалу.

    Совместное проектирование цели и содержания занятия, выбор учащимися способа достижения цели.

    Самооценка собственной деятельности по достижению результата.

В наше время на учителя возлагается большая ответственность за развитие социально активной, умеющей рационально перерабатывать информацию и находить нестандартные способы решения проблем личности. Обеспечить новое качество образования может только учитель, творческий, инициативный, не равнодушный к результатам своей педагогической деятельности, ищущий новые способы повышения качества знаний учащихся. Однако, не смотря на личность учителя и её заинтересованность в качественном обучении детей, нередко можно наблюдать картину, когда учащийся «отсиживает» положенное время и может при этом оставаться абсолютно пассивным и равнодушным к происходящему на уроке.

Почему многие учащиеся плохо усваивают учебный материал, не хотят работать на уроке ?

1.Потому что часто уроки носят однотипный характер, одинаковую структуру.

2.Чаще спрашивают тех, кто проявляет активность на уроке.

3. Навешивание «ярлыков» - разделение на сильных и слабых учеников.

4.Есть страх или барьер ответить неверно, допустить ошибку или вовсе показаться глупым и смешным

5.Атмосфера на уроке - те взаимоотношения, которые выстраивает педагог.

Познавательная активность учащихся формируется средствами отбора информации и путей включения школьников в познавательную деятельность. Любая информация педагога, в какой бы степени она ни была интересной, не может постоянно удовлетворять учащихся. Таким образом, учителю, особенно начальных классов, готовясь к урокам, необходимо тщательно просматривать и уметь выбрать ту информацию, которая будет доступна, понятна и интересна детям. Не менее важным этапом в подборе информации является учёт уровня развития детей и их способностей. Значит, познавательная активность возникает, если информация:

1) заставляет удивляться, поражает воображение;

2) заставляет задуматься;

3) подводит учащихся к усвоению нового;

4) является основой для формирования понятий, законов, правил;

5) нацеливает на внутрипредметные и межпредметные связи;

6) ориентирована на использование в практической деятельности

Не менее важную роль играет то, насколько правильно и интересно учитель смог организовать процесс деятельности. Формирование познавательной активности происходит успешно, если процесс деятельности:

    вызывает у учащихся стремление находить привлекательные стороны учебного процесса;

    сопровождается мыслями: «как же я этого раньше не знал», «не так уж и трудно»;

    заставляет посмотреть на явление с другой стороны;

    ориентирует на применение знаний в новых условиях;

    включает элементы усложнения во всевозможные упражнения и задачи;

    развивает воображение, смекалку, логику;

    предполагает элементы исследования

В процессе обучения можно использовать различные способы активизации познавательной деятельности учащихся:

1.Применение нетрадиционных форм урока.

Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий: уроки-соревнования; уроки с групповыми формами работы; уроки - пресс-конференции; театрализованные уроки, уроки, которые ведут сами учащиеся; уроки-зачеты; уроки-игры «Поле чудес», уроки-экскурсии; интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой и другие.

2.Использование игровых форм, методов и приёмов обучения .

Игра - одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игровые формы: ролевые, дидактические, имитационные, организационно-деятельные.

3. Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.

4. Широкое применение проблемно-деятельностного подхода. Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса.

5. Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся. : коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные.

6. Применение новых информационных технологий

Использование на уроках компьютерных технологий и мультимедийного оборудования.

7. Систематическое использование различных средств контроля. Это контрольные работы и тесты, зачеты и диктанты, мини-экзамены и перфокарты, дидактические карточки и лабиринты, кроссворды и т.д.

8.Вовлечение учащихся в создание творческих работ Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности ученика максимального приложения сил.
9. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект - субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.

Педагогическое сотрудничество выступает как двусторонний процесс, успешность которого зависит от совершенствования, как личностных качеств ученика, так и деятельности и личности самого учителя. Таким образом, в этом процессе происходит личностное воздействие и взаимодействие учителя и учащихся.

Учитель начальных классов - это человек, который видит ребенка на протяжении всего учебного дня и способен оценить его со всех сторон. И если учитель проявляет искреннее внимание к детям, если он создает условия для расширения кругозора, если обучение вызывает положительные эмоции, то есть шанс взрастить одаренного ребенка.

Психологи утверждают, что познавательная активность школьника – качество не врожденное и не приобретенное. Она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, друзей, семьи, труда или других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого ученика. По этой причине у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.

Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса к своему предмету, желания изучать его, а следовательно хороших знаний.

Статьи по теме